четверг, 13 июня 2013 г.

Обзор 3. Гойко Аджич "Изобретаем качество"

Продолжаем традиционную серию постов-обзоров. На этот раз я взял панорамный доклад в формате "рассказ историй" (story telling).

Итак, Гойко Аджич "Изобретаем качество" (Gojko Adjic - Reinventing Software Quality). В интернете есть несколько видеоверсий доклада (а общее число выступлений Гойко с этой темой - более двухсот), в каждой новой версии автор что-то изменяет, дополняет. Но общая канва остается. Как и формат - отличные живые истории с долей юмора, которые показывают неразрывную взаимосвязь тестирования и реальной жизни и их взаимное влияние друг на друга.

Гойко Аджич предлагает новый взгляд на привычные вещи, видео смотрится легко, и заставляет задуматься о качестве программ. Затронуты темы качества со стороны бизнеса, сокращения итераций и соответственно времени на тестирование одной версии, тестирования как информационного искусства преподнесения нужной информации, проблема релевантности, использование метрик, пирамида потребностей по Маслоу и ее проекция на пирамиду качества.

Рекомендую этот доклад тем, кто смотрит вперед, кому небезразлично, как и зачем он тестирует (а не просто "что-то проверил и написал отчет").

Видео доклада:

Конспект:

  • В 2004-м году потери на проектах ПО составили 1,4 млрд $
  • качество ПО означает абсолютно разные вещи для разных людей.
  • Пример: Англия, банкомат Deutsche Bank'а, вначале заблокировавший карточку, затем он выдал деньги, без транзакции на счету
  • Итерация цикла качества - измерять, обеспечивать, улучшать - за последние 10 лет сократилась с одного года до двух недель в agile. Вопрос, что тестировать и не тестировать в цейтноте времени.
  • Пример одного проекта, в котором автотесты были написаны ровно до того момента, на котором они все вернули passed, затем они были выключены.
  • Пример: GPS -  "нет нужды в GPS, когда он отключился и я заблудился, мне нужен GPS для того, чтобы он не допускал, что я заблудился".
  • Качество ПО - это информационное искусство, зеркало команды.
  • Пример: друг, который подбирал туфли (аналогия - улучшал часть процесса), хотя сам был похож на тролля (аналогия - весь процесс уродлив, нужно изменять его целиком).
  • ART (искусство) как акроним аккуратности (accurate), релевантности (relevant), своевременности (timely). 
  • Мы научились быстро и аккуратно считать (A + T done), но у нас остались проблемы с релевантностью (R). 
  • "Ценность метрики - это в своей основе, ценность информации, которую эта метрика приносит." Даг Хаббард
    Пример: инфомационное табло аэропорта в Хитроу (Англия). Какие выводы мы можем сделать из полученных метрик?
  • В переводе с языка QA на язык бизнеса, качество = стоимость (QA = cost)
  • Пример: книга самого докладчика, ошибки в переводе: Гойко потратил немало времени на внимательное перечитывание своей книги и нашел 27 опечаток наивысшего приоритета (например, заглавная буква в середине слова и т.п.), а всего 159 опечаток. Затем посмотрел отзывы о книге - все 21 отзыва - "пять звезд". Nobody cares about such mistakes. Вывод - инвестируем время в качество более продуктивно.
  • Пример, когда пробный выпуск продукта может стоить дешевле, чем прогон всех регрессионных тестов. "больше не значит лучше"
  • Пирамида Маслоу и ее проекция на пирамиду качества от Гойко Аджича:
  1. развертываемая функциональность исправна (deployable functionality OK)
  2. производительность, безопасность (performant and secure)
  3. удобство использования (usable)
  4. полезность (useful)
  5. успешность - бизнес-ценность (successful)
Подумайте над тем:
  • Как эта пирамида будет выглядеть для вашего ПО?
  • Что вам следует измерять?
  • В какие области обеспечения качества вы можете инвестировать (свое время)?

"Если вы знаете, что нужно начать измерять, просто начнить измерять что-либо, и это даст вам информацию, что вам действительно нужно измерять.
Дуглас Хаббард.

Презентация доклада:

Комментариев нет:

Отправить комментарий