четверг, 12 июня 2014 г.

BBST: Foundations - обзор курса

Как я уже говорил и обещал, в апреле-мае я закончил онлайн-обучение по курсу BBST: Foundations. На днях мне пришло письмо об успешном окончании курса и диплом, и теперь я могу с полным правом выполнить свое обещание: написать о курсе подробнее.


Ранее я уже публиковал перевод статьи Сэма Канера "Неудача Udacity", об онлайн-образовании, о том, как сделать его более эффективным, что для этого необходимо. Мне было интересно сопоставить мнение Канера с тем, как он решал проблемы, обозначенные в статье, в своих онлайн-курсах.
BBST: Foundations - первый из серии курсов серии Сэма Канера, рассказывает, как ясно из названия, о базовых вещах в тестировании. Обязателен для прохождения, если вы планируете изучать следующие курсы. На текущий момент "следующими" ступенями являются курсы:
  • BBST: Bug Advocacy - оттачиваем навыки написания баг-репортов: начиная от определений бага, дефекта, жизненного цикла отчета, воспроизведения и исследования бага до написания хорошо структурированного отчета;
  • BBST: Test Design - от определения тест-дизайна и техник до их практического применения и эвристической модели тестовой стратегии (Heuristic Test Strategy Model)
  • BBST: Instructor Course - для тех, кто хочет стать инструкторами курсов BBST, либо для компании, либо как независимый консультант. 

Стоимость курса BBST: Foundations - 125 долларов + будет необходимо оплатить членский взнос за вступление в AST - сообщество (насколько я помню, это 20$ за год как студент). Курсы по Bug Advocacy и Test Design стоят уже 200 долларов, а курс инструкторов - бесплатный.

Курс длится 4 недели: 3 недели на темы + 1 неделя на подготовку и сдачу экзамена.  Рекомендуемое время для изучения - 12-14 часов в неделю. По своему опыту скажу, что у меня где-то так по времени и получалось. Одна деталь: это число "чистых" часов, без отвлечений. Желательно распланировать загрузку более равномерно в течение всей недели. Так как тем в курсе шесть, то получается по 2 темы на семь дней.

Темы курса BBST: Foundations:
  • Общий обзор курса и базовые понятия (компьютерная программа, баг, тестирование ПО, "ящики", виды тестирования и т. д.);
  • Стратегия тестирования (определение тестирования, миссия, цели тестирования, стратегия, дизайн, контекст, техники);
  • Использование эвристик и оракулов (определения оракулов, тестируемой системы, эвристик и их оценки, оракулы соответствия и оракулы Хоффмана)
  • Основы программирования и покрытие (вычисления, системы счисления, представления чисел в памяти, типы переменных, структуры данных, покрытия состояний и ветвей
  • Невозможность полного тестирования (покрытие, полное тестирование и примеры его невозможности
  • Измерения (основы измерений, параметры измерений, модель Вейбулла, искажения и дисфункции
Для курса вам понадобится достаточно хороший английский (мое мнение, не ниже уровня Intermediate - B1) - для чтения литературы, понимания лекций, комментирования своих и чужих ответов. В моей группе было 2 индуса, один белорус (это я), немец, португалец, остальные 12 человек - native-speaker'ы (UK, US, Canada, New Zealand). Так что только с "Ландан из зэ кэпитал оф Грэйт Бритэйн" и гугл-транслейтом будет тяжеловато.

Курс включает в себя:

  • Лекции (доступны в бесплатном доступе - http://www.testingeducation.org/BBST/foundations/);
  • Презентация - одна на весь курс, тоже в бесплатном доступе с лекциями;
  • Материал для чтения: обязательный и дополнительный. Я прочитал весь обязательный, дополнительный - что больше было для меня актуально на тот момент.
  • Тесты для самопроверки (quiz) - всего их 5, по одному к каждой теме. Для ответов можно пользоваться чем угодно (open book), авторы курса советуют проходить тест параллельно с просмотром лекций для лучшего понимания и закрепления материала. Каждый тест имеет жесткий дэдлайн, после которого ответы не принимаются и тест считается не пройденным.
    Всего в каждом тесте порядка 10-12 вопросов, ответы с множественным выбором. Интересная схема оценки правильности ответа: полностью правильный ответ - 1 балл, частично правильный (если в вашем ответе выделенные ответы являются правильными, но ответ не полон. Например, если вы выбрали варианты A и B, а в правильном ответе должны быть варианты A, B, C, то ваш ответ будет частично правильным), то вы получите 0.25 балла, во всех других случаях (неправильный ответ или даже "частично неправильный") вы получаете 0 баллов за вопрос.
    Еще один усложняющий момент теста - вы должны отвечать "According to the lecture", как хотите. В общем, у меня редко получалось набрать в тесте больше 70% от максимума.
  • Домашние задания: упражнения, которые нужно выполнить перед просмотром лекции (для того, чтобы оценить свой текущий уровень знаний и сравнить его с тем, что вы услышите на лекциях), командные задания (работа в группе из 4-5 человек по заданной теме, обсуждение в форуме, общий результат обсуждения оформляется в Вики), оценка работы коллег и других команд (peer evaluation). Именно командная работа и оценки коллег - одна из самых сильных частей данного курса. Небольшая ложка дегтя - хотелось бы еще больше фидбэка от инструкторов курса. Комментарии инструкторов есть, но их мало.
  • Вопросы для тренировки перед экзаменом: 10 "коротких" и 10 "длинных" (в зависимости от объема ответа, который от вас требуется: например, короткий - это пару абзацев, длинный - развернутое эссе, порядка 5 абзацев). Это отличная возможность поупражняться в своих ответах, оценить других и самому получить оценку.
  • Итоговый экзамен (Closed Book Exam - ничем нельзя пользоваться, так обучение онлайн, конечно, никто над вами не стоит, но если вас заподозрят в списывании - курс засчитывается как Failed без возможности пересдачи). Экзамен состоит из 3 "длинных" и "коротких" случайных вопроса из пула вопросов для тренировки перед экзаменом. Очень важно отвечать на вопрос кратко и по существу, не отвлекаясь на то, что не спрашивается в вопросе, так как это трактуется как неумение выделить только самое главное и/или незнание, а вследствие - желание написать все подряд "для объема". Лучше отвечать меньше, но качественнее, при этом вы должны показать, что поняли тему вопроса и знаете то, о чем пишете.
    После итогового экзамена, вы будете должны оценить работы 2 коллег, а также поставить себе оценки за каждый вопрос. 
У домашних заданий и тестов установлены дэдлайны, поэтому желательно, конечно, позаботиться о том, чтобы у вас было как минимум время и онлайн-доступ с возможностью работать с материалом (особенно актуально летом в период отпусков). Так как есть групповые домашние задания, то из-за разницы в часовых поясах лучше работать оперативно, не откладывать все на последний вечер.

Из 12 рекомендованных часов у меня выходило порядка 2-4 часов на теорию (лекции + материалы) и тест по теме, остальные 8-10 часов - на домашние задания. По этим данным можете судить сами, насколько курс Foundations практический.

В целом, курс однозначно стоит порекомендовать тем, кто уже обладает некоторым опытом в тестировании: вы получите структурированные знания, расширите свой кругозор и примените это сначала на практике в домашних заданиях, а затем и на проекте. На мой взгляд, это лучший курс как баланс между теорией и практикой. Сам рекомендую данный курс, и ставлю в свой дальнейший план прохождение курсов Bug Advocacy и Test Design.

На этом все. Если есть еще вопросы по BBST - пишите в комментариях, отвечу.

вторник, 10 июня 2014 г.

Хэб Схотс "Эвристики для распознания тестировщиков-профессионалов" - перевод

Продолжаю серию переводов статей по тестированию. Статья Хэба Схотса расскажет вам об эвристиках для распознавания тестировщиков-профессионалов. Если вас интересует данная тема, из самого свежего также порекомендую доклад Алексея Лянгузова "Успешный тестировщик. Путь профессионала" на SQA Days-15, о котором я писал в обзоре первого дня конференции.

Ссылка на оригинал  -  http://www.huibschoots.nl/wordpress/?p=1666
Формат текста (выделение терминов, курсив, цитирование) и ссылки на другие статьи из текста взяты с оригинала "как есть".

Helena Jeret-Mae задала вопрос в твиттере: "Какие ваши критерии профессионализма тестировщиков и CDT-комьюнити?" Позже в емейле она уточнила свой вопрос: "Обновленная версия моего вопроса: какие по-вашему мнению существуют эвристики распознавания профессионального тестировщика? Я заменила "критерии" на "эвристики", этот термин менее категоричный. И я оставила термин "профессионализм" на ваше усмотрение - я не знаю точно, что вы подразумеваете под ним".

В своем выступлении "Как стать великолепным тестировщиком" на конференции ContextCopengagen в январе 2014 года я говорил о тестировщиках и их навыках. Я говорил, что многие тестировщики не знают, что они делают, и не могут доходчиво объяснить, какую ценность они вносят в проект. Я повидал много тестировщиков, которые раз за разом используют один и тот же подход. Если я спрашиваю, какие тестовые техники им известны, они называют совсем немного. Если я прошу их объяснить мне техники или показать, как они работают, у них нет ответа. Для меня это шок, и я не могу объяснить, почему тестировщики, называющие себя профессионалами, знают так мало про свое ремесло и совсем не обучаются ему.

Вот почему я делаю различие между тестировщиками-профессионалами (которых я считаю очень мало) и тестировщиками по профессии. Конечно, я знаю и понимаю, что всегда будут люди с менталитетом "с 9 утра до 5 вечера", которые не читают книги или блоги и которые только хотят проходить курсы, если начальство их оплачивает. Я принимаю это как данность, но это не значит, что я хочу работать с такими тестировщиками!

Но достаточно разглагольствований, давайте я отвечу на вопрос.

Профессионализм - это быть профессионалом и быть в курсе ожиданий от профессионала. Професииональное тестирование сложное и многообразное, оно имеет несколько измерений: знания, навыки, опыт, отношение, этика и ценности. Я написал пост в своем блоге "Что делает тестировщика хорошим" в 2011-м году на эту тему, и сейчас мне есть что добавить, хотя все, что я написал тогда, тоже верно. В моих более ранних постах я не упоминал ценности и этику, и сейчас я нахожу их крайне важными. Джеймс Бах написал о них в заметке "Размышления об этике в тестировании" и "темы Быстрого Тестирования", которые упоминаются на слайдах презентации "Быстрое тестирование ПО".


Довольно трудно распознать профессионального тестировщика. Каждый тестировщик уникален и имеет неповторимые черты характера. Проекты тоже разные, и чтобы быть успешным в поиске походящего тестировщика-профессионала для вашего проекта, одни характеристики будут более важными, чем другие. Можно вспомнить много характеристик, поэтому чтобы распознавать хорошего тестировщика, я буду использовать эвристики. Эвристики - методы, подверженные ошибкам, предназначенные для решения проблем или принятия решений, наиболее рациональные способы для упрощения сложной проблемы или эмпирические правила.Они используются для определения  достаточно хороших способов решения за разумное время. В Википедии я нашел такое определение: "Эвристики - техники, основанные на опыте, для решения проблем, обучения, открытий, которое не обязательно будет наилучшим. Там, где полный поиск непрактичен, эвристические методы используются для ускорения процесса поиска удовлетворяющего решения благодаря ментальным образам для уменьшения когнитивной нагрузки при принятии решений."

Мои эвристики для того, чтобы распознать тестировщиков-професионалов:

1. У них есть парадигма тестирования, и они могут объяснить свой подход в той или иной ситуации.
Профессиональные тестировщики могут объяснить, что такое тестирование, какую ценность они приносят и как они будут тестировать в данной ситуации.

2.  Они действительно любят то, что они делают, и увлечены своим ремеслом.
Тестирование - трудная вещь, и чтобы быть успешным, тестировщику необходимо быть упорными в обучении и в своей работе. Страсть помогает им стать настоящими профессионалами. Посмотрите это видео, в котором Стив Джобс говорит о страсти.

3. Они постоянно и в первую очередь учитывают контекст.
Чтобы быть эффективным, тестировщики должны выбрать цели тестирования, техники и, в первую очередь, посмотреть  на детали конкретной ситуации. Они признают, что нет "лучших практик", есть только хорошие практики в данном контексте.

4. Они рассматривают тестирование как человеческую активность для решения комплексных и трудных проблем, которая требует хороших навыков.
Тестировщики признают, что тестирование - не техническая профессия. Тестирование включает в себя знания из социальных наук, так как программное обеспечение разрабатывается людьми для людей.

5. Они знают, что разработка и тестирование ПО - командный вид спорта.
Ключ к сотрудничеству - становиться все более эффективным и продуктивным в тестировании. Разработка ПО  - командный спорт: люди, работающие вместе, наиболее важная часть любого контекста проекта. Тестировщик-профессионал знает, как работать с разработчиками и другими участниками проекта в любой ситуации.

6. Они знают, что все может быть по-другому.
Тестировщики-профессионалы используют эвристики, практическое критическое мышление, которые и являются эмпирическим. Они знают, что время для тестирования ограничено, системы становятся все более сложными и помнить обо всем трудно. Поэтому эвристики являются очень полезными "инструментами" для тестировщиков. Они также знают, что собственные предубеждения и логические ошибки могут обмануть их. Они практикуют критическое мышление, чтобы уверенно и вдумчиво работать в трудных и сложных ситуациях. Тестировщики должны признавать и работать с неопределенностью, возможными специфичными результатами и неполными ответами.

7. Они задают вопросы, прежде чем cделать что-либо.
Тестирование зависит от многих вещей, и от видимого нам контекста. Что такое информация, которую мы должны найти? Что такое миссия тестирования? Это можно легко проверить, если дать тестировщику упражение на интервью. Если он или она начинает работу над упражнением или отвечает, не задавая вопросы, это о чем-то говорит.

8. Они используют разнообразные подходы.
Не существует подхода или техники, которая найдет все виды багов и выполнит все цели тестирования. Различные техники находят различные баги. Для того, чтобы найти баги, тестировщики должны знать много техник и подходов. Для этого нужны тренировки, практика и еще раз практика.

9. Они знают, что эстимации (оценки) - это переговоры.
Обратите внимание на эти статьи в блоге Майкла Болтона:
10. Они используют тест-кейсы и тестовую документацию с умом.
Контекст определяет, какую тестовую документацию вы должны создать и какой вид документации полезен. Совсем недавно отличная (и объемная) статья Джеймса Баха и Аарона Ходдера была опубликована в Testing Trapeze "Тест-кейсы не тестируют: на пути к культуре производительности тестирования". Также Фиона Чарльз поделилась своими интересными мыслями о тестовой документации в статье "Разрушаем Тиранию Форм".

11. Они непрерывно изучают свое ремесло, много тренируются и практикуют "осознанную практику".
Осознанная практика - структурированная активность с целью улучшения производительности. Андерс Эрикссон выделяет четыре основные компоненты осознанной практики. Она должна быть намеренной, направленной на улучшение производительности, предназначенной для вашего текущего уровня квалификации, сочетающая мгновенную обратную связь и повторения.

12. Они отказываются делать работу плохо, никогда не мошенничают, имеют мужество, чтобы сказать своим клиентам и коллегам о своих ценностях и этике.
Тестирование часто недооценивается, и многие уверены, что "любой может тестировать". В моих командах были опытные менеджеры проектов, которые говорили мне как работать. Профессиональные тестировщики знают как сдвинуть сроки и могут объяснить, почему они делают то, что делают.

13. Они любознательны и любят изучать новые вещи.
Тестировщики получают удовольствие от выяснения сути вещей. О любознательном поведении хорошо написал Гай Мейсон: "Любознательный ум можно описать как активный, вовлеченный, пытливый. Такой склад ума часто находится в поисках новой информации, получает удовольствие от исследований того, что есть и наслаждается процессом, сопровождающим процесс достижения этой цели".

14. Они могут обладать нижеперечисленными навыками межличностного общения. Как я упоминал ранее, от контекста зависит, какие навыки наиболее важны.
  • Письменные навыки (отчетности, сообщения, краткие сообщения)
  • Коммуникативные навыки (умение слушать, рассказывать истории, готовить презентации, умение говорит "нет", устный отчет, умение аргументировать и договариваться)
  • Социальные и эмоциональные навыки (эмпатия, умение вдохновлять, нетворкинг, управление конфликтами и консалтинг)
  • Навыки решения проблем
  • Навыки принятия решений
  • Навыки обучения и изучения
  • Быть проактивным и уверенным в себе
15. Они великолепно владеют навыками тестировщика:
  • Навыки мышления (критическое, латеральное, креативное, системное мышление)
  • Аналитические навыки
  • Моделирование
  • Анализ рисков
  • Планирование и оценка
  • Умение применять различные тестовые техники
  • Исследование
  • Проектирование эксперимента
  • Наблюдение
В приложении "Динамика исследовательского тестирования" к документу "Быстрое тестирование ПО" вы можете найти списки навыков.

16. Они обладают достаточными техническими навыками.
Есть много технических навыков, которыми должен обладать тестировщик, к примеру уметь использовать тулы, обладать навыками кодирования или желанием изучать техническую структуру приложения, которое он тестирует. Навыки автоматизации, такие как написание скриптов, знание SQL для работы с базами данных, быть способным сконфигурировать и установить ПО. знания и навыки работы с платформой, на которую устанавливается тестируемая система (Windows, Linux, мобайл, и т.д.)


Возможно, это список не полон. Вполне может быть, что я допустил ошибки. Поэтому, если хотите внести свою лепту или улучшить список, пожалуйста, дайте мне знать. Также я хочу сказать, что быть профессионалом не означает быть экспертом во всех упомянутых навыках. Если хотите узнать больше про уровень эксперта, советую посмотреть модель Дрейфуса. Настоящий профессионал знает, что он или она может сделать и когда надо попросить о помощи. Они не боятся учиться и не боятся сделать ошибку. Я считаю, это должен быть семнадцатый пункт в списке эвристик.

Между прочим, я погуглил запрос "кодекс этики тестирования ПО" и обнаружил Кодекс Этики ISTQB для тестировщиков-профессионалов. Мне интересно, знают ли о нем люди, которые сдавали экзамен И, что более важно, используют его в своей практике. А вы используете?

Хэб Схотс, 23 марта 2014 года.

P.S. Для дальнейшего улучшения качества переводов буду рад редакторской помощи: вы получите первым вариант статьи и сможете внести свои улучшения перед окончательной публикацией в блоге. Вы также будете включены в список благодарностей под каждым переводом со ссылкой (если пожелаете) на ваш профайл или сайт.
Если вы обладаете хорошим английским и русским, видите несовершенства данного перевода и желаете сделать будущие переводы лучше - пишите мне - www.google.com/+ЛадутькоАндрей

четверг, 5 июня 2014 г.

Книжная полка. Джош Кауфман "Сам себе MBA"

Новый экземпляр на книжной полке - Джош Кауфман "Сам себе MBA".

Если вы смотрите лекции ted.com, вы наверняка уже знакомы с этим автором по его выступлению "Первые 20 часов - как научиться чему-либо". В блоге уже есть конспект лекции и практические шаги по применению, которые я предлагаю использовать из своего опыта. Этот пост - самый популярный в моем блоге, значит, тема действительно актуальная для читателей. Просмотр данного видео или конспекта поможет вам в понимании и применении книжки, о которой я сейчас буду рассказывать.

Джош Кауфман "Сам себе MBA", на oz.by
Технико-тактические характеристики:
Год издания: 2014
Страниц: 464
Формат: 170*240 мм
ISBN: 978-5-91657-911-6
Язык - русский
Скорость чтения - выше среднего
Ориентировочное время на прочтение:  7 - 10 часов
Полезность - высокая

Прочтение книги - первый шаг в программе "Первые 20 часов": изучите достаточно материала для того, чтобы вы могли самостоятельно находить у себя ошибки. Если вы планируете начать знакомство с бизнесом, но не хотите тратиться на дорогостоящие программы MBA, то книга для вас. Как утверждает сам автор, данная книга - выжимка самой полезной информации, собранной из многочисленного количества прочитанных книг и приобретенного опыта Джоша Кауфмана.

Кроме самой модели обучения любому навыку, полезно обратить внимание на саму структуру книги. Информация подается кратко: настолько, чтобы описанную идею можно было освежить в памяти (если вы это знаете), либо чтобы получить первоначально необходимую минимальную информацию об идее, а при необходимости - обращайтесь к литературе из списка либо на сайт автора - http://personalmba.com/best-business-books/ Чем-то напоминает силлабус из подготовки к экзамену ISTQB, но язык более живой и доступный.

Книга состоит из двенадцати глав, некоторые из них имеют не только бизнес-направленность, но будут полезны любому человеку, который стремится развиваться. Из бизнес-направленных глав - Создание ценности, Маркетинг, Продажи, Доставка ценности, Управление финансами. Из глав "по саморазвитию" - Человеческий мозг, Работа над собой, Работа с другими, Понимание систем, Анализ систем, Улучшение систем. Так что данная книга будет полезна не только бизнес-ориентированным читателям: вы можете читать наиболее интересующие вас главы, а далее, как я уже говорил, двигаться по ссылкам и литературе.

Общий вывод: крайне полезная книга, если вас интересует бизнес - однозначно must read, но и "не бизнес-ориентированные" читатели найдут для себя немало полезного. Отдельного упоминания заслуживает как сама идея самообучения без финансовой иглы "дорогостоящих программ MBA", нацеленность на практику, структура книги: ее язык и ссылки на книги для углубленного изучения необходимой темы, и то, сама книга организована как учебник. В итоге, книга крутая как ни посмотри, обязательно к прочтению. Ну а я поставлю-ка себе в ToDo-лист - сделать карту памяти по книге.

воскресенье, 1 июня 2014 г.

Рубрика "ПочитайQA". Полезные ссылки за май-2014

Начинаем новый месяц, по традиции первого числа каждого месяца - рубрика "ПочитайQA", или список ссылок, на этот раз все самое интересное за май. Предыдущую подборку за апрель можно найти здесь - http://qastugama.blogspot.com/2014/05/2014-04-useful-links.html.

Мой майский done-лист:
В июне, помимо рабочей активности, планирую пополнить Книжную полку, собрать мысли по BBST. Это из обязательного, остальное - по ситуации и летней погоде :)

Теперь к ссылкам. Разбиение на группы остается прежним-традиционным:

QA Quality Assurance, обеспечение качества, все грани со всего мира. Наиболее заинтересовавшие меня статьи по профильной теме за месяц.
STU Studying, образование и самообразование, обучение.
GA Gamification, или геймификация тестирования, обучения, управления - всех составляющих Qastugama.
MA Management and leadership - управление командой, людьми, лидерство. Все составляющие Management.
+
Books - обзоры прочитанных и/или рекомендованных книг.
+
Other - "сборный раздел". То, что не относится к предыдущим четырем темам, но то, чем я хотел бы с вами поделиться.
+
Bonus.Fun. - (не)серьезно о тестировании и вообще об IT.

Quality Assurance.

Studying.

Gamification.

Management.

Books.

Other.

Bonus. Fun.

Наступившее лето - пора отпусков и/или эффективного обучения. Желаю вам либо успешно совместить, либо выбрать одну из этих активностей, а затем насладиться процессом и результатом. До встречи в июне, оставайтесь с Qastugama!



четверг, 29 мая 2014 г.

Книжная полка. Graham Bath, Judy McKay "The Software Test Engineer's Handbook"

После небольшого перерыва - очередной экземпляр на моей книжной полке. Это книга Graham Bath, Judy McKay "The Software Test Engineer's Handbook". Уникальная книга, которую "нельзя просто так взять и прочитать". Для продвинутых тестировщиков и тех, кто считает себя таковыми, - must read. Подробности - ниже.

Технико-тактические характеристики:
Год издания: 2011
Страниц: 397
Формат: 205*290 мм
ISBN: 978-1933952246
Язык - английский
Скорость чтения - ниже среднего
Ориентировочное время на прочтение: 14-18 часов
Полезность - высокая

Эта книга оказалась для меня уникальной по нескольким причинам. Первое - скорость чтения на "не родном языке" упала где-то в два раза. Второе - книга и сама по себе нелегкая в понимании, но при этом - нисколько не сложная и не занудная. Авторам удалось пройти по лезвию бритвы между тем объемом информации, которая заложена в книге, и вниманием читателя, чтобы читатель не бросил читать книгу как "слишком заумную и непонятную". В первую очередь, благодаря многочисленным примерам из своего опыта (так называемым "war stories") и увлекательному повествовательному стилю.

Вряд ли вы прочитаете ее одним залпом. Лично я читал книгу почти 3 месяца, небольшими порциями, с начала и до конца. Как вариант, можете читать только интересующие вас главы. Особенно, если вы по этой книге будете готовиться к экзаменам ISTQB Advanced Level Test Analyst и Technical Test Analyst, о которых вы можете почитать в моем блоге, или вы просто ищете информацию по какой-то одной конкретной теме из нескольких источников. Здесь вы не найдете примеры заданий, как в серии "Advanced Software Testing" Рекса Блэка, но книга Бэт и Маккей проще для восприятия, при этом оба автора входят в число составителей силлабуса ISTQB, так что формулировки и используемые определения очень близки к силлабусу.

О структуре книги. Как обычно, первая глава - введение, о чем и зачем эта книга, вторая глава - описание тестового проекта, на примере которого и будут рассмотрены две большие части этой книги:
  • Первая часть - функциональное тестирование, техники. В нее входят главы про 
  1. техники тестирования черного ящика (Specification-Based Testing Techniques)
  2. техники тестирования белого ящика (Structure-Based Testing Techniques)
  3. техники тестирования, основанные на дефектах (Defect Based Testing Techniques)
  4. техники тестирования, основанные на опыте (Experience Based Testing Techniques)
  5. аналитические техники - статический и динамический анализ (Analysis Techniques)
  • Вторая часть - атрибуты качества функционального и нефункционального тестирования
  1. Для функционального тестирования - аккуратность (Accuracy), пригодность (Suitability), взаимодействие (Interoperability), функциональная безопасность (Functional security)
  2. Для нефункционального тестирования - удобство использования (Usability), доступность (Accessibility), эффективность (Efficiency, включает в себя производительность , масштабируемость и использование ресурсов), безопасность (Security), надежность (Reliability), сопроводимость (Maintainability), портативность (Portability).
И последние главы: про ревью, концепцию использования инструментов и коммуникационные навыки.

На мой взгляд, первая часть описана довольно хорошо. Про техники черного ящика, если вы читали книги Коупленда, Майерса или Канера, вы вряд ли найдете много нового, но "козырная карта" данной книги Бэт и МакКей - техники белого ящика: примеры, описания покрытий кода даны просто отлично, и при этом достаточно понятно. Дается разбор не только покрытия состояний  (statement coverage) и покрытия ветвей/решений (branch/decision coverage) - вопросы уровня ISTQB Foundation Level - но и покрытия условий (condition coverage), множественного покрытия ветвей (multiple condition coverage), тестирования циклов (loop testing, LCSAJ). Также в книге описывается различие и сравнение данных покрытий.

Вторая часть менее техническая и больше "философская", читается сложнее, но примеры достаточно интересны. Если про удобство использования, эффективность (включающую тестирование производительности) еще можно почитать в других книгах, то с другими характеристиками (например, надежность, сопроводимость) я в проектах не встречался и в книгах не читал.

Последние 3 главы написаны достаточно кратко и обзорно. Если вы готовитесь к экзаменам ISTQB Advanced Level, то рекомендую почитать про ревью дополнительно, например, в упомянутой серии книг Рекса Блэка, так как вопросы на эту тему достаточно сложные. А про коммуникативные навыки более подробно можно ознакомиться как в силлабусе для тест-менеджера, так и в других книгах по управлению. В экзамене на тест-аналитика всего один вопрос по коммуникациям, а на технического тест-аналитика - ни одного.

Общий вывод: хорошая, полезная книга в оригинале на английском, если вы готовитесь к экзамену ISTQB AL TA или TTA, то читать обязательно. Для остальных тоже достаточно полезна в качестве чтения либо целиком, либо отдельных глав по интересующим вопросам. Достаточно полно и доступно освещена тема техник тестирования белого ящика, а также будет интересно почитать про атрибуты качества для расширения общего кругозора.

четверг, 15 мая 2014 г.

Посчитаем баллы. ISTQB Advanced Level Technical Test Analyst экзамен.

Завершим трилогию про ISTQB Advanced Level уровни рассказом про экзамен на технического тест-аналитика -  ISTQB Advanced Level Technical Test Analyst.

Мои предыдущие обзоры:
Первое отличие экзамена Technical Test Analyst - в регламенте. На экзамен выделяется 2 часа для native-speaker'ов, плюс time bonus 30 минут, если в вашей стране английский не является официальным языком. Итого 2 часа 30 минут, против 3 часов 45 минут на тест-аналитика или тест-менеджера. 

Соответственно, количество вопросов уменьшается: 45 вопросов вместо 65 на аналитика и менеджера. Максимальное количество баллов, которые можно получить, равно 80, проходной балл - 65 процентов от максимума, или 52 балла.

Вопросы оцениваются по-разному: вопросы уровня К2 (понимать) - 1 или 2 балла, уровня K3 (применять) - 2 балла, K4 (анализировать) - 2 или 3 балла. В вопросах, которых правильных ответов не один, а несколько (multiple choice answers), как и для всех экзаменов уровня Advanced, указано, сколько вариантов ответа являются правильными (по умолчанию, если не указано иное - только один). В multiple choice answers обычно не 4 варианта ответа, а 5, поэтому надо выбрать 2 или 3 (как указано в вопросе) из 5.

Для подготовки к экзамену на технического тест-аналитика силлабус - необходимое, но явно не достаточное условие: как и в случае с экзаменом на тест-аналитика (Test Analyst), вам понадобится дополнительная литература, и в первую очередь - по вопросам с тестированием белого ящика. Рекомендую следующие книги:
  • Rex Black, Jamie Mitchell "Advanced Software Testing Vol.3. Guide to the ISTQB Advanced Certification as an Advanced Technical Test Analyst", 2011 год - книга написана по разделам старого силлабуса Advanced Level за 2008 год. Можно читать по необходимым разделам, которые вам нужны из нового силлабуса. От начала и до конца читается тяжело: книга составлена по старому , общему для всех трех уровней Advanced, силлабусу 2007 года. Из-за этого некоторые главы и даже части глав относятся к тест-менеджеру, другие - к тест-аналитику и/или техническому тест-аналитику - поэтому книга напоминает сборник глав для прочтения без взаимосвязи  и с размытой общей картиной по всему силлабусу для всех уровней. 
  • Graham Bath, Judy McKay "The software test engineer's handbook. 
  • A Study Guide for the ISTQB Test Analyst and 
  • Technical Test Analyst Advanced Level Certificates
  • ", 2011 год. Книга написана соавторами ISTQB и очень близко к темам экзамена, с большим количеством примеров из жизни, разбором практического кейса на основе проекта в конце каждой главы. Читается легче, чем предыдущая книга, более структурирована: решена проблема единого силлабуса, вместо которого теперь 3 силлабуса, каждый отдельный для одного уровня. Больше внимания уделено нефункциональным характеристикам ПО, да и примеры покрытий (statement coverage, decision coverage, condition coverage и т.д.) разобраны очень хорошо. Темы тест-аналитика - черный ящик - тоже разобрана подробно и достаточно ясно.
А теперь давайте посмотрим на составные части силлабуса для технического тест-аналитика. Сначала посчитаем время, необходимое на подготовку к экзамену, и "вес" каждого раздела (последний силлабус тот же, за октябрь 2012 года, который можно скачать здесь) :
  • Часть 1. Задача технического тест-аналитика в тестировании, основанном на рисках - 30 минут, или 2,35%
  • Часть 2. Структурное тестирование - 225 минут, или 17,65%
  • Часть 3. Аналитические техники - 255 минут, или 20%
  • Часть 4. Качественные характеристики для технического тестирования - 405 минут, или 31,76%
  • Часть 5. Ревью - 165 минут, или 12,95%
  • Часть 6. Инструменты для тестирования, автоматизация - 195 минут, или 15,29%
  • Общее рекомендуемое время для подготовки к экзамену = 1275 минут, или 100%
Рис 1. Рекомендуемое количество времени для подготовки по каждому разделу

В отличие от экзаменов Test Analyst и Test Manager, явного раздела-фаворита не наблюдается. Нужно одинаково хорошо отвечать на вопросы по всем главам, поэтому советую обратить внимание на следующее.

Для ответа на вопросы 2 и 3 части (про структурное тестирование и аналитические техники) вам дополнительно понадобятся базовые знания языка программирования - примеры кода в вопросах написаны на С++. Часть 4 - качественные характеристики - достаточно объемная, но вопросы не очень трудные. Довольно специфичная часть 5 - Ревью: на трех страницах силлабуса информации явно недостаточно, поэтому обязательно посмотрите главу Reviews в книгах, указанных выше. Для меня этот раздел оказался самым сложным: у меня не так много опыта именно в технических ревью. А вот шестая часть по автоматизации, на мой взгляд, несложная: достаточно базовых знаний и понимания того, как организовывать этот процесс, какие грабли нужно обходить стороной.

Теперь приведу статистику по количеству вопросов в каждом разделе.
  • Часть 1. Задача технического тест-аналитика в тестировании, основанном на рисках - 2 вопроса, или 4,44%
  • Часть 2. Структурное тестирование - 9 вопросов, или 20,00%
  • Часть 3. Аналитические техники - 7 вопросов, или 15,56%
  • Часть 4. Качественные характеристики для технического тестирования - 12 вопросов, или 26,67%
  • Часть 5. Ревью - 5 вопросов, или 11,11%
  • Часть 6. Инструменты для тестирования, автоматизация - 10 вопросов, или 22,22%
  • Всего 45 вопросов, или 100%
Рис 2. Количество вопросов по каждому разделу

И, наконец, статистика по количеству баллов для технического тест-аналитика. 
  • Часть 1. Задача технического тест-аналитика в тестировании, основанном на рисках - 2 балла, или 2,50%
  • Часть 2. Структурное тестирование -17 баллов, или 21,25%
  • Часть 3. Аналитические техники - 13 баллов, или 16,25%
  • Часть 4. Качественные характеристики для технического тестирования - 24 балла, или 30,00%
  • Часть 5. Ревью - 13 баллов, или 16,25%
  • Часть 6. Инструменты для тестирования, автоматизация - 11 баллов, или 13,75%
  • Общее количество = 80 баллов, или 100%
Рис 3. Количество баллов по каждому разделу

На этом я завершаю обзор, если есть вопросы по экзаменам ISTQB Advanced Level - спрашивайте в форуме или пишите мне. Можете спрашивать как про сам экзамен, так и про разделы силлабуса. В Advanced Level очень много интересных вещей, к которым можно обращаться на своей практике, делиться в статьях и на конференции. Вполне возможно, что продолжение и по мотивам наиболее интересующих вас вопросов следует. Спасибо за внимание, оставайтесь с Qastugama!

четверг, 1 мая 2014 г.

Рубрика "ПочитайQA". Полезные ссылки за апрель-2014

Всем привет! Как обычно, первого числа каждого месяца - рубрика "ПочитайQA", или список ссылок, на этот раз все самое интересное за апрель.

Апрель, как и прошедший март,  для меня тоже был очень интенсивным, плотно упакованным на события:

  •  внутренний тренинг в компании с игровыми элементами, тут пригодились и мои знания по геймификации. Пилотный запуск оказался успешным, продолжение следует.
  • Участие и выступление в конференции SQA Days-15, обзор уже писал: первый день и второй день
  • Участие в тренинге Майкла Болтона "Критическое мышление для тестировщиков". Обзор и конспект можно почитать здесь - http://qastugama.blogspot.com/2014/04/training-michael-bolton-critical-thinking.html
  • С 21 апреля прохожу курс BBST:Foundations, нагрузка получается 10-12 часов в неделю, много практических заданий, самостоятельного чтения, работы в группах, и все это в условиях довольно жестких сроков для каждого задания. 
Так как сейчас практически все "свободное" время у меня уходит на обучение BBST, то в конце мая планирую написать о курсе и впечатлениях, а пока, если будет время - продолжу серию про экзамены ISTQB и пополню  коллекцию - Книжную Полку (прочитанные книги есть, дело за обзорами).


Теперь к ссылкам. Разбиение на группы остается прежним-традиционным:

QA Quality Assurance, обеспечение качества, все грани со всего мира. Наиболее заинтересовавшие меня статьи по профильной теме за месяц.
STU Studying, образование и самообразование, обучение.
GA Gamification, или геймификация тестирования, обучения, управления - всех составляющих Qastugama.
MA Management and leadership - управление командой, людьми, лидерство. Все составляющие Management.
+
Books - обзоры прочитанных и/или рекомендованных книг.
+
Other - "сборный раздел". То, что не относится к предыдущим четырем темам, но то, чем я хотел бы с вами поделиться.
+
Bonus.Fun. - (не)серьезно о тестировании и вообще об IT.


Quality Assurance.

Studying.

Gamification.

Management.

Books.

Other.

Bonus. Fun.

До встречи в мае, оставайтесь с Qastugama!

воскресенье, 27 апреля 2014 г.

Тренинг Майкла Болтона "Критическое мышление для тестировщиков". Мой обзор.

На конференции SQA Days-15 в Москве было много классных докладчиков, но приглашение на юбилейную конференцию Майкла Болтона - это вишенка на вкусном торте. Полуторачасовой доклад собрал полную аудиторию: в конце второго дня Майкл дразнил пивом, троллил продукты Майкрософт, но главное - разбирался вместе со слушателями, в чем проблема?

А на следующий день, 20 апреля, Майкл Болтон проводил восьмичасовой тренинг "Критическое мышление для тестировщиков". Анонсы про тренинг были еще за 2 месяца до конференции, участникам SQA Days была скидка 10% на тренинг, но народу собралось непривычно мало: всего 15 человек (в том числе я с коллегами Игорем Бондаренко и Сергеем Остапенковым) приняло участие. Довольно неожиданно, ведь нечасто к нам приезжает звезда по тестированию такого уровня...

В целом, тренинг оказался очень полезным и познавательным, а Майкл - отличным учителем. Я бы порекомендовал этот тренинг всем: для новичков он будет полезен ... всем: очень много новой информации; те, кто поопытнее, тоже найдут для себя новое в привычных вещах, получат ссылки на дополнительную литературу для более полного изучения темы, а очень опытным и тем, кто читает свои лекции и проводит свои тренинги, - стоит посмотреть, как это делает Майкл, почерпнете много полезных "фишек".

Мой нижеприведенный конспект не отразит все то множество мыслей и идей, затронутых на тренинге, но поможет вам (и мне) восстановить хронологию событий, как это было, и узнать что-то новое. За более подробной информацией обращайтесь к первоисточнику на последующих тренингах, или почитайте статьи Болтона на его сайте - http://developsense.com/

Слайды Майкла Болтона с конференции Eurostar по данной теме "Critical Thinking for testers" можно взять здесь - http://www.developsense.com/presentations/2012-11-EuroSTAR-CriticalThinkingForTesters.pdf

Начался тренинг с двух простых задачек: про биту и мяч и про Стива-библиотекаря-фермера. Затем мы поупражнялись в переводе с 10-ричной системы в 16-ричную, и заодно проверили наши предположения о том, сколько человек в аудитории знают этот алгоритм и сделали задачу правильно :)


Рефлекс важен, но критичное мышление - это рефлексия.
Что ты видишь - это все, что есть (c) Майкл Болтон ("What you see is all there is")
Технологии более сложные, чем вещи, происходящие в реальной жизни. Но тестировщики не должны быть одурачены.
Тестировщик - тот, кто знает, что вещи могут быть разными.

Затем мы решали задачу: есть последовательность, есть программа, которая по введенной последовательности отвечает, удовлетворяет ли введенная последовательность некоторой закономерности или нет. Задача была - обнаружить данную закономерность за наименьшее число тестов. Вначале каждый работал сам, затем мы объединились все вместе (о минимальном количестве тестов речи уже не шло:) ), но даже все вместе мы не смогли полностью, на все 100% описать данную закономерность. И даже после знакомства с исходным кодом программы (буквально 4 строки исходного кода) мы выяснили, что не все нюансы программы были обнаружены.

Алгоритм поиска закономерности - creep and leap.
No experience about the past can logically be projected into the future, because we have no experience OF the future.
Passing tests cannot prove software is good. 
Critical thinking is thinking about thinking with the aim of not getting fooled (c) Michael Bolton.

Затем Майкл говорил о тестировании и проверках (testing-vs-checking) - я публиковал в блоге перевод исходной статьи - http://qastugama.blogspot.com/2013/09/blog-post_6.html И немного о том, что все думают, что делают тестировщики (сравнивают продукт со спецификацией, круги described-actual), и что тестировщики делают на самом деле (круги imagined-described-actual) - вначале мы сами обсуждали данные круги, затем обсуждали свои результаты с Майклом. И на десерт данного блока - задача "сломанный калькулятор": я уронил калькулятор, возможно, он поврежден, как я должен проверить его работоспособность.

Следующая часть - блок про предпосылки, утверждения и выводы. И о том, что делает утверждения более опасными (безосновательными и ведущими к ложным выводам). О помогающих вопросах, чтобы не попасться в ловушки (Huh? Really? So?) - эти вопросы также позволяют восстановить контекст.


It is silly to say “don’t make assumptions.” Instead say “let’s be careful about risky assumptions.”


Book "Perfect Software and Other Illusions About Testing" by J. Weinberg


Следом  - практическая задача-диаграмма с одним ветвлением: A < 70? Если да, то выполняем 1, если нет, то выполняем 2. И вопрос, сколько кейсов. Очевидный ответ 2 неправильный: каждый блок диаграммы может содержать несколько действий, каждое из которых тоже необходимо проверять:

Things that don't appear on diagram are easy to forget.
The feature worked. -> I've not yet seen any failures in the feature.

Далее мы говорили о "безопасном языке" (в тестировании это оценка и использование безопасных формулировок с целью избежания ложной уверенности) и вербальных эвристиках (Unless, And also, Or Not, So far & Not Yet), разбирали статьи с безопасным языком.

The Regression Testing Fantasy “I rerun my old tests to ensure that nothing has broken.”

Books:
Gerome Groopman "How Doctors Think"
Gerd Gigerenzer "Gut Feelings: The Intelligence of the Unconscious"

И на десерт - логические задачи, головоломки, фокусы от Майкла, некоторые нам даже удалось раскусить :) И автографы для желающих и возможность сфотографироваться с самим Майклом Болтоном.

Восемь часов пролетело очень быстро, не хотелось расходиться, да и была еще возможность попить пива с Болтоном второй раз за два дня, но впереди ждали поезд и Минск :) Московские три дня пролетели очень быстро, продуктивно, насыщенно, много знакомств, общения со старыми знакомыми, новые идеи, мысли, пивное афтепати в Гамбринусе, критическое мышление Майкла Болтона... Вобщем, нужно встречаться, хотя бы раз в полгода. До встречи на следующей SQA Days!

четверг, 24 апреля 2014 г.

SQA Days-15 в Москве. День второй.

Продолжение. Обзор первого дня - http://qastugama.blogspot.com/2014/04/sqa-days-15-1st-day.html

После первого дня и афтепати пришел второй день, причем с не менее интересными докладами: Объяснение довольно простое - в субботу выступали Александров, Налютин, Руколь, Баранцев, Цепков и Болтон. Причем к докладу Майкла Болтона организаторы поставили в параллель Алексея Баранцева и Максима Цепкова с очень интересными темами, так что казавшийся еще до конференции очевидным выбор - "Ну конечно, Болтон!" - растерял былую уверенность и склонился к нашим гуру: все-таки у нашего трио с Intetics - меня, Сергея Остапенкова и Игоря Бондаренко - еще был впереди целый восьмичасовой тренинг от канадского гуру в мире тестирования. Но обо всем по порядку.

Александр Александров "Тест-дизайн: проще читать или проще писать".
Для меня это был самый ожидаемый доклад: уж очень люблю я тест-дизайн, а Александров - это знак высокого уровня выступления.

Цель тест-дизайнера - подготовить тест-кейсы, которые будут одновременно и для ручного прогона, и для написания на основе их автоматизированных тестовых скриптов. Без "фундамента" таких тест-кейсов вы не получите.

Начинаем с тестирования требований - от "мантр" требований, которые должны выполняться до того, кто же будет заниматься их тестированием: есть различные подходы, и самый неожиданный из них - тестирование требований аналитиками.

Далее от требований переходим к либо чек-листам, либо к непосредственному тестированию "прямо по требованиям", либо к тест-кейсам.

И вторая часть доклада была посвящена именно написанию тест-кейсов, шаг за шагом с помощью примеров Александров показывал слушателям, каким должен быть хороший тест кейс. Вот некоторые из шагов, которые я для себя законспектировал:
  • формат тест-кейса: порядковый номер шага, воздействие на систему, ожидаемый результат
  • отделяем шаги от данных
  • избавляемся от циклов типа "повторить шаги 5-73"
  • конструкций типа "любой", "подходящий" и т.п.
  • разумный компромисс сложности шагов и наборов данных (пример: UI не должен зависеть от данных в одном тест-кейсе)


Григорий Сенин "Waterfall revisited: практические метрики тестирования"

Пошел на доклад, потому что это Люксофт: метрики в нем считать умели. И неожиданно для себя открыл, нет не Америку, но тоже интересную и наглядную идею и лабораторную формулу расчета качества продукта ("Менеджер, показать тебе качество?" - "Покажи!")

Q = P3 * P2 * P1
  • P3 - коэффициент багов = количеству закрытых багов ко всем найденным (Closed / All Found). "Третий (красный) стакан" системы.
  • P2 - процент выполненных тестов из числа написанных (Test Executed / Tests Desinged). "Второй (синий) стакан" системы.
  • P1 - процент написанных тестов из числа всех тестов (Test Designed / Test Planned). "Первый (серый) стакан" системы.
Затем были рассмотрены примеры из цикла жизни продукта, как выглядят эти стаканы в данных случаях:
  • Разработка в разгаре (Р3 = 0, дефекты не исправляются)
  • Разработка на финише (Р1 = 1, кейсы написаны)
  • Шлифовка подсистем (Р2 = Р3, все найденные баги исправляются)
  • Разработчики задерживают тестирование (Р2 близко к нулю, Р3 равно нулю)
  • Требования задерживают разработку (Р1 = Р2 = Р3)
После этого докладчик на практических примерах показывал работу с показателями, взаимосвязь "стаканов" с burndown-chart'ом в Agile (прогноз скорости исправления, "зазор качества" и тем, откуда взять данные для подсчета коэффициентов-"стаканов".

В целом, идея интересная, простая и наглядная, поэтому выглядит заманчивой: не требует значительных затрат для подсчета.



Игорь Бондаренко "Crystal Agile, или как мы приспособили процесс разработки для обеспечения максимального качества".

Лучший "процессный" доклад конференции. Как мне кажется, он бы не затерялся и на менеджерской конференции, и на Agile-конференции. О том, как процесс из "классического" скрама из-за особенностей проекта и процесса (один тестировщик на проекте, и больше заказчик не хочет) превращается Crystal-процесс, при этом сохраняя требования к Crystal: ориетирован на людей, легкий и "stretch-to-fit". Процесс перехода занял 5 лет и все еще продолжается, поэтому не бойтесь экспериментов и работайте над качеством всей командой. И да, будьте человеком, который недоволен текущим процессом: кто как не мы должен быть рупором для улучшений. Авторские шаги получения данной методологии:
  • Отказываемся от TDD в пользу BDD;
  • Планирование - "метод взвешенных экспертных оценок";
  • Формируем резерв спринта: загружаем спринт на 9 из 10 дней. Если появляются "горящие задачи" - тратим время на них, либо по приоритету, на уменьшение технического долга;
  • Митинги - стэндапы не нужны
  • Автоматизация: "наличие некрасивого теста лучше, чем его полное отсутствие"
  • SOAP UI - для сервисов
  • Вовлечение разработчиков в автоматизацию



Александра Ковалева "Планирование трудозатрат на тестирование"

Отметил для себя хороший и доступный уровень подачи доклада Александры еще на конференции SQA Days-12 в Минске, затем у нее был доклад про тестирование локализаций, вошедший в десятку на SQA Days-13 в Питере. Да и тема была для меня актуальная, поэтому мой обед ушел ко второй смене, а внимание - к планированию трудозатрат от Александры.

Планирование тестирования состоит из следующих шагов:
  • Определение требований к тестам
  • Оценка рисков
  • Разработка стратегии тестирования
  • Оценка ресурсов
  • Разработка тест-плана
  • Создание графика работ
Все шаги были доступно и с долей юмора преподнесены, информация есть на слайдах, а видео я порекомендую ждать тем, кто хочет увидеть реальный пример составления графика работ по тестированию на MS Project. Баланс теории и практики на 40 минут, хотя изначально, как я понял, он был составлен на 1 час 30 минут. Но... время ограничено, а другие докладчики тоже постарались, поэтому на конференции было всего 2 полуторачасовых доклада: упомянутый в первом дне конференции доклад Катерины Овеченко и завершающий второй день и всю конференцию Майкл Болтон.



Андрей Ладутько "Организация времени в тестировании".
Мой доклад, засветившийся только в обзоре моего коллеги Игоря Бондаренко, поэтому моя оценки субъективны и могут не соответствовать реальности :) Первая версия этого доклада завоевала третье призовое место на ConfeT&QA в октябре 2013 года, а затем, анализируя отзывы по докладу, меня посетила идея попробовать хронометраж в своей работе и рассказать подробнее об этом мощном и недооцениваемом инструменте тайм-менеджмента. Отброшенной оказалась еще часть теории, я добавил обзор хронометража и его эволюцию, как для себя, так и для коллег с поправкой на специфику работы каждого тестировщика.

Ask 100 testers to describe their job and you'll get 100 different answers.
Lucas Dargis.

Таким образом, от первоначального доклада осталась лишь треть, в пожеланиях к докладу, прозвучавших на репетиции доклада в минском QA Club'е, были еще больше практики и личного примера. Надеюсь, мне удалось этого добиться в выступлении, а пока я поставлю в планах подготовить текстовую версию данного доклада в блоге, как я в свое время делал с докладом по организации времени в тестировании на SQA Days-13: первая и вторая части.

Станислав Башкирцев, Юлия Атлыгина "Тестирование в опенсорс" (блиц).

Живой и увлекательный доклад о том, как же организовать тестирование там, где нет денег и нереально большая текучка кадров. Список используемых инструментов есть в презентации ниже (и он очень хорош, я хочу сказать), но меня как преподавателя курсов по тестированию
больше заинтересовал тот факт, что в таком вот опенсорсном проекте можно получить первый полезный опыт работы тестировщиком в команде, и затем найти первую работу. Сейчас уже, чтобы стать Junior QA, одного желания и одной прочитанной книжки Савина может оказаться недостаточно, и опыт в реальном опенсорсном проекте может пригодиться. Взял координаты коллег, если кого заинтересует стажировка в этом проекте - спросите у Стаса и Юлии :)



Дарья Костюк "Путь к трассировке требований: от идеи к инструменту" (блиц).

Неплохой, очень ровный и интересный доклад о том, как тестировщики сами выработали подход и инструменты для работы с требованиями. Основной упор в докладе сделан на критерии поиска и выбора, а затем за этой частью - рассказ о выбранном инструменте SpiraTest. Вообще, если у вас жутко неудобный инструмент для работы с требованиями и тест-кейсами - это демотивирует, нет никакого желания работать с таким "мамонтом", поэтому если ваши подчиненные не хотят писать кейсы - возможно, это не только связано с тем, что это долго и лень, а потому что банально неудобно. А если вас заинтересовал SpiraTest - теперь вы знаете, кто может вам помочь :)


Алексей Баранцев "Тестирование на основе моделей: "ужас-ужас" или всё не так страшно?"

Сначала Алексей немного "потроллил" менеджерские доклады конференции и заявил техническую тему: Model Based Testing, или тестирование на основе моделей. С помощью Selenium Webdriver'a Алексей в прямом эфире закодировал простейший кейс с одним cостоянием системы и двумя возможными переходами "login-logout" и используя "магию" неизвестного фреймворка, генерирующего тесты на основе моделей (вместо традиционных линейных тестов). Но вот в "магии" вопрос остался открытым: то ли это бесплатная свободно распространяемая библиотека (что очень хотелось бы), либо новейшая закрытая разработка. Но подход интересный, а доклад оказался не таким уж сложным для понимания: я бы вместо трех заявленных звезд сложности оставил две. Но в целом, доклад и подход интересный, что тоже ожидалось, если вы были раньше или смотрели видео докладов Алексея.

Рина Ужевко, Андрей Мясников, Максим Цепков "Вы и Заказчик: решаем проблемы, а не отрабатываем требования".

Последний доклад московской конференции, партия, разыгранная на 3 докладчика, причем каких! Все имеют опыт выступления на конференциях, являются призерами конференций, и каждый со своей стороны - игры, продуктовая и заказная разработка - показывал на кейсах проактивно-сотрудническую работу с заказчиком. Итого, самая эмоциональная часть получилась у Рины (досталось же ленте малоизвестной соцсети Лицокнига), самая аналитическая - у Максима, а самая суровая и "мемистая" - у Андрея: мем про путиницу с большим отрывом занял второе место после боевого тестирования данных на проде работником Сбера, набравшего к моменту написания статьи 202 ретвита. Ну а суровость Андрею за правду жизни: "если в продукте есть косяки, которые появились из-за непонимания заказчиком и разработчиком друг друга, то не заказчик дурак, а ты виноват. Виноват всегда исполнитель." Так вот. Ну а вместе - отличный "тройной" доклад.


На этом я заканчиваю с докладами, в следующей статье я напишу о семинаре Майкла Болтона. Коллеги, было очень приятно завести новые знакомства, встретить старых знакомых, пообщаться в кулуарах и баре, побывать в Москве, обменяться идеями, послушать ваши интересные доклады, поделиться своим опытом. До встречи на следующей SQA Days!