За серией - серия, или идеи о том, как сделать ваше преподавание эффективнее. Этот пост - в том числе и напоминание мне сегодня, о чем следует не забывать, начиная каждую новую группу, да и любое занятие.
1. Помните, что обучение - это передача не только знаний, но и энергии.
Никаких "сухих" лекций. Люди к вам пришли не за буквами, а за знаниями и вашей энергией. Почему они должны заниматься тем, о чем вы неохотно рассказываете, будто делая одолжение? Литературы по тестированию много, а если студент еще владеет английским на уровне Intermediate, плюс умеет искать и находить в интернете, то он может и сам научиться, сразу освоит необходимые материалы и с успехом пройдет собеседование на Junior QA Engineer.
Да, есть тренинг, где эмоциональная составляющая еще выше и даже больше смысловой. Но цель тренинга - дать "пинок", а цель курсов - научить, в доступной и интересной форме. В курсах эмоций меньше, но без эмоций и живого общения вы, даже обладая знаниями, не сможете вложить их и научить студентов тестированию.
2. Организуйте себя и учите личным примером.
Начинается новое занятие. Все в сборе, а преподаватель опаздывает? "Ждем 15 минут и уходим" - в университете так и было, здесь люди "ждут, берут деньги и уходят.... к другому преподавателю".
Не открою вам Америки про личное "неопаздывание". Я лично прихожу за 5-10 минут, не больше. Этого достаточно, чтобы самому подготовиться, раздать всем материал и начать занятие вовремя. Чисто субъективно, не очень буду доволен, если преподаватель пришел и сидит и серфит в интернете, или как в метро что-то кликает на мобилке, или с отсутствующим видом смотрит в окно. Это - не энергия, снова возвращаемся в первый пункт. Занятие - по максимуму, пришли - и сразу включились в работу. Это и настраивает на рабочий лад учеников.
Не подумайте, что я какой-то педант, у меня на занятиях довольно демократичная обстановка, никаких - "поднял руку - можно выйти". Вы можете требовать от своих студентов сколько угодно, но от себя требуйте (и выполняйте) еще больше.
Для себя решил - берись за группу, если уверен на 99.99%, что будешь вести ее до конца. Иначе пострадают студенты, сложно привыкать к новому преподавателю. Если не уверены, что сможете, - предупредите заранее. И, конечно, никаких перерывов в занятиях, регулярность - залог успешного обучения. Лучше заниматься 3 раза в неделю по 2 часа, чем один раз в неделю 6 часов.
И да, если вы опаздываете более чем на 5 минут (даже если у вас форс-мажор, никто не застрахован), то студенты должны иметь возможность связаться с вами, или вы с ними.
3. Делайте ритмичные перерывы, не перегружайте.
Универсального, всем подходящего, графика нет, тут важен ваш пример. Работаете, например по Pomodoro: 25 минут работы + 5 минут отдыха, - отлично, научите свою группу так работать и понаблюдайте, чтобы группа "приняла" ваш режим.
Мой режим: 55 минут работы + 5 минут перерыва. Стараюсь планировать свои тематические блоки именно таким образом. И да, эти 55 минут тоже не монотонные - см. кривую внимания.
И лучше "недогрузить", чем перегрузить на занятии. Излишняя информация может вытеснить более важную.
4. Создайте и поддерживайте в актуальном состоянии дополнительные материалы.
К каждому материалу, к каждой теме, давайте не просто список литературы (в чистом виде он полезен только для курсовой как внушительный список якобы переработанных источников), а лучше - лекции и материалы, которые студент может посмотреть.
На занятии вы даете самое необходимое, а далее заинтересованный человек сам себя "догрузит" материалом.
Обязательно: регулярно обновлять материал, добавлять что-то новое. Вы тоже продолжаете учиться и узнавать что-то новое, не так ли?
5. Внедряйте больше практики!
Пятый по счету, но далеко не по важности. Даже если вы классный оратор, без практики ваш курс - аудиокнига: слушать приятно и поучительно, а практического толку мало. В этом случае, задумайтесь о записи книг и видеоматериалов. А к преподавателю мы приходим за тем, чтобы он вас научил.
Есть домашнее задание, это необходимое условие. Но не достаточное.
Надо в группе обязательно разобрать, похвалить лично, оценить идею в оформлении или отметить нетривиальный баг, скриншот. А вот ругать - нет, только отмечать недостатки, не называя конкретно. Хотите подсказать - в личной переписке или с глазу-на-глаз после занятия.
Практики мало не бывает: скриншоты с ошибками, командные игры по нахождению багов, рецензирование и оценка коллег (peer review)... И геймификация вам тоже в помощь. Testing could be fun!
6. Используйте все каналы связи со студентами: онлайн-связь и онлайн-сообщества.
Моя формула: телефон на случай форс-мажора, почтовый ящик для личного общения, онлайн сообщество для поддержания связи с выпускниками, материал по тестированию на Дропбоксе с лекциями + дополнительные материалы для углубленного изучения.
7. Признавайте свои ошибки и учитесь, не "бронзовейте".
Учитель, как и ученик, тоже учится и ошибается. В тестировании меняются подходы, появляются новые техники, средства, софт для проведения тестирования. Будьте открыты новому. В моей программе есть небольшие буферы времени, в которые я могу рассказать про те темы в тестировании, которые интересны моим студентам.
Если допустили ошибку - поправьтесь и продолжайте дальше. Только один человек был совершенен, он жил более 2 тысяч лет тому назад. " А мы не ангелы, парень" (c)
8. "Будьте собой, все остальные места уже заняты".
Перенимая "передовые методики", оставайтесь собой. Люди не верят тем, кто говорит, что он лучший. Будьте собой и ищите свой стиль, предлагайте свой продукт, и тогда к вам пойдут люди учиться.
Спасибо за статью,
ОтветитьУдалитьАлексей, а как в ваших лекциях соотносятся между собой в процентном отношении теория/практика и какой это даёт результат: студенты могут самостоятельно выполнять домашнее задание или нуждаются в консультациях в процессе выполнения домашки?
и каковы по длительности ваши лекции? два блока по 55 минут, правильно поняла?
Всегда пожалуйста, рад, что моя статья понравилась!
УдалитьНа мой взгляд, соотношение теории к практике именно для обучения - приблизительно 50на50. Для тренинга - нужно еще больше практики. И очень зависит от темы. Введение в тестирование и основные термины - как ни крути, почти сплошная теория, а вот тест-дизайн - наоборот, едва ли не полностью состоит из практики. Кстати, в сертфикациях BBST и ISTQB тоже заметил подобное: азы - сплошная теория.
По домашним заданиям, давайте я дам комментарий со стороны Артема, моего ученика:
" На каждом занятии по несколько практических заданий, как групповых, так и индивидуальных. На большинство тем будут также даны домашние задания, хоть и не сложные, но требующие определенного времени. Выполненное задание необходимо отправить на емаил преподавателю. После, на каждое выполненное задание дается развернутая оценка, с подробным описанием и рекомендациями. Ничего страшного не будет, если вы сделаете неправильно или не полностью домашнее задание, главное показать ход ваших мыслей."
Длительность лекций я не выбираю, она установлена учебным центром заранее - 3 часа. Я лишь могу делить на блоки внутри этих трех часов.
И да, я Андрей :)
Ой, у меня почему-то отложилось "Ладутько Алексей". Прошу прощения,я не нарочно :)
УдалитьКстати помню где-то в начале блога было обещание писать про трудовыебудни преподавателя, если что, то как минимум одни благодарные уши уже есть.
В компании, где я работаю, проводились внутренние курсы для начинающих тестировщиков, где я была ментором,сейчас пытаюсь разобраться, что было хорошо, что-не очень и как сделать лучше. Кстати спасибо огромное за рецензию на книгу Джули Дирксен "Искусство обучать" - материал оказался мегаполезным и главное-работающим.
Если несложно, была бы благодарна за ваше мнение по поводу некоторых моментов в построении обучения. Например столкнулась с проблемой: ребята после тренинга могут решать задания, только если шаблон решения был рассмотрен на лекции, если дз предполагает некий самостоятельный анализ и применение информации, данной на лекции - все, ступор (у большинства)
. С одной стороны, можно, конечно, рассмотреть максимальное кол-во шаблонных задач и примеров во время лекции. Тогда домашка будет, по сути, аналогом примеров из лекций.
А с другой стороны - сколько в работе тестера задач, которые ну никак не впихиваются в шаблоны и требуют от тестировщика "умения работать в контексте", как этому научить? ))) Или и вправду я многого хочу и новичка лучше научить хотя бы шаблонной работе, а остальное -придет само? Как думаете?
нет проблем) рад, что книга Джули Дирксен вам помогла.
Удалитьух, какой отличный вопрос :) Попробую без обтекаемых формулировок, приведу 2 примера, когда нужен "творческий" подход и "рутинный":
- научить составлять баг-репорт. На мой взгляд, это рутинная задача: тут можно показать примеры баг репортов, рассказать, какая информация должна быть в баг-репорте и т.д. Можно объяснять, почему надо заполнять все поля: приводить примеры из жизни: почему баг с незаполненной версией был "завернут" программистом, что если вы не указываете, что баг воспроизводится под определенной версией браузера, то значит, вы подразумеваете, что он будет воспроизводиться на всех браузерах, которые у вас включены в тест план и т.д.
- как искать и находить баги: у вас уже были занятия о том, как составлять тест-кейсы, чек-листы... Ваша задача - научить исследовательскому тестированию. Тут, конечно, без рутины: вам понадобится программа или сайт с багами (больше - лучше), даете студентам программу на исследование (обычно минут 15-20, можете объединять в группы, чтобы студенты друг другу объясняли баги), затем устраиваете соревнование - все могут называть баги по очереди, но выигрывает тот, чей будет последний озвученный баг :)
Можете поощрять за "творческое" отношение к заданиям: просто во время разбора домашнего задания отметить, что Иван сделал чек-лист с помощью Mind Map, или давать дополнительные баллы за задания со звездочкой.
Общее правило, на мой взгляд: если вы считаете, что данная задача творческая - подумайте, как мотивировать к "творчеству". Если рутинная - просто научите алгоритму и домашние задания давайте по алгоритму.
Как-то так. Надеюсь, что чем-то помог :)
Спасибо за развернутый ответ, пометила себя пару моментов :)
Удалить