среда, 29 января 2014 г.

Роб Ламберт "Продукт, который вы тестируете, может создать и разрушить вас как тестировщика" - перевод

Довольно спонтанно у меня получаются переводы статей. Бывает, читаешь заметку, понравилась, добавил ее себе в ToDo-лист для перевода, и лежит она там себе месяц, второй... А иногда - раз, прочитал статью, и тут же захотел ее перевести, настолько она кажется тебе "в точку", актуальной.

Вот и статья Роба Ламберта пришлась как раз в тему. Почему так бывает: вроде и коллеги хорошие, и процессы поставлены, работай - не хочу. И ... не хочется, что-то не то. А в другом случае - наоборот, с коллегами как-то сложно, и процессы "чик-чик - и в продакшен", но от работы "прет", и хочется делать работу и мир чуть лучше.

С другой стороны, в качестве вашей работы не все определяется опытом: бывает, что способный джуниор находит больше багов, чем твердый мидл, и предложений, и (что самое главное) реальных действий исходит больше от первого. А все почему? Возможно, дело не в вас, а в чем-то другом. В чем именно - читайте небольшую заметку Роба ниже.


Ссылка на оригинал  -  http://thesocialtester.co.uk/the-product-you-test-can-make-or-break-you-as-a-tester/
Формат текста (выделение терминов, курсив, цитирование) и ссылки на другие статьи из текста взяты с оригинала "как есть".

Ни одна продуктная область не лучше, чем другие, но у каждого из нас есть предпочтения и любимые продукты, которые мы тестируем.  Каждый из нас предпочитает использовать, тестировать, работать над одним типом продуктов, нежели другим.

Когда я тестировал продукты, от которых не получал удовольствия, я хотел оставить тестирование. Периодически. Я хотел уйти. Тестирование казалось полным отстоем.

Безусловно, окружение/методология, используемые в тех продуктах, не помогали, но исключительно я не чувствовал влечение к продукту, и это заставляло меня думать, что выбор профессии тестировщика был ошибкой.

Я не понимал продукт. Фактически - давайте будем откровенны, я не *хотел* понимать его - он нисколько не привлекал меня. Мне было не интересно. Продукт не вызывал у меня чувство любопытства, как же он работает.

На самом деле, я чувствовал себя выброшенным на свалку.

Через некоторое время я понял, что это был не я. Со мной все было хорошо. Я был от рождения любознателен, но только если дело не касается некоторых продуктов. Это был продукт - это был не я.

Я не испытываю любопытство к вещам, которые меня совершенно не интересуют. Однако если я нахожу продукт который мне нравится и я его понимаю, я расцветаю. Я становлюсь хорошим тестировщиком. Я любознателен. Я заинтересован. Я вовлечен. Я хочу, чтобы продукт имел успех. Я становлюсь евангелистом продукта. Я хочу знать, как он работает, почему он работает, насколько полезным он может быть.

За все эти годы я встречал так много тестировщиков, которые ненавидят тестирование. Или, по крайней мере, так думают.

Когда я спрашиваю таких тестировщиков, какой твой любимый продукт, у них всегда есть ответ. Когда я спрашиваю, как они используют продукт и как продукт работает, они всегда могут мне ответить. Когда я спрашиваю, что если бы их обязанностью было тестировать продукт подобный этому, у них загораются глаза и вспыхивает страсть при мысли о тестировании. И когда они замечают внутри себя этот энтузиазм, они быстро понимают, что это не потому, что им не приносит удовольствие тестирование - это происходит из-за продукта, который они тестируют.

Мне не интересно тестировать банковские транзакции, страховые программы или системы защиты, но кто-то доволен и преуспевает в них. Я предпочитаю облачные/хостинговые веб-сервисы, основное назначение которых - коммуникация или социальное взаимодействие, а некоторые тестировщики возненавидят работу с такими продуктами.

Таким образом, если вас приводит в уныние мысль о тестировании и вы обнаруживаете, что потеряли свою харизму тестировщика, возможно, это связано только с продуктом, который вы тестируете.

Возможно, это не вы. Возможно, это не тестирование. Это могут быть ваши чувства к продукту, который вы тестируете.

Роб Ламберт, 28 января 2014 года.

понедельник, 20 января 2014 г.

Книжная полка. Джули Дирксен "Искусство обучать"

Продолжаем пополнять книжную полку и в новом году. Вернемся к теме обучения, и вслед за статьей про то, как можно обучить (или обучиться) желаемому навыку в течение первых 20 часов, обратимся к процессу обучения других и созданию обучающих материалов, и в этом нам поможет следующая книга. Встречайте - Джули Дирксен "Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным"

Технико-тактические характеристики:
Год издания: 2013
Страниц: 276
Формат: 205*290 мм
ISBN: 978-5-91657-831-7
Скорость чтения - выше среднего
Ориентировочное время на прочтение: 3 - 4 часа
Полезность - высокая

 Если вы по работе занимаетесь обучением в той или иной форме, то это книга для вас. В ней в достаточно простой и доступной форме преподносятся принципы эффективного обучения. Каждый из вас был в роли ученика, и наверняка вы знакомы с ситуацией, когда вы чувствуете, что материал, который читает ваш наставник, важен, но как заставить себя запомнить? Вроде и слова правильные, и учитель старается, а вы никак не усвоите...

А теперь посмотрим на ситуацию с другой стороны. Вы - преподаватель, и теперь уже вам нужно объяснить своим падаванам очень важную тему. Что делать, как поступить? И мы приступаем к обучению других, сами не зная каких-то тонкостей, особенностей этого процесса.

Выход - учиться у других, более успешных преподавателей, саму пробовать различные формы обучения. Книга Джули Дирксен вам поможет в этом.

Автор разрабатывал обучающие программы для различных слушателей. Для знакомства с Джули Дирксен могу посоветовать просмотреть ее интервью и онлайн-лекцию для русскоговорящих слушателей на тему "Как учиться взрослому":

http://digitaloctober.ru/ru/events/knowledge_stream_kak_uchitsya_vzroslomu

Вернемся к книге. Главные ее плюсы - ожидаемо высокое качество подачи материала, которое достигается простотой языка, графиками, авторскими рисунками, практическим примером и резюме в конце каждой главы. Книга уже сама по себе является прекрасным примером того, как нужно оформлять учебные пособия и писать завлекающий текст и заголовки.

Перейдем к содержанию. Всего в книге 9 глав. Ниже я чуть подробнее расскажу про каждую из них.
  1. С чего начать? О различии процессов обучения применительно к разным сценариям, пробелах в знаниях и навыках, ошибках в коммуникациях.
  2. Кто ваши слушатели? О внутренней и внешней мотивации слушателей, что им нравится, как быть со слушателями, которые уже много знают, как помочь слушателям структурировать информацию, стилях обучения. На мой взгляд, одна из самых полезных глав, если вы работаете с очень разными учениками с различными уровнями подготовки.
  3. В чем цель? Без цели невозможно составить четкий маршрут, по которому вы отправитесь вместе с учениками.Определение проблемы, задание конечной цели, определение, насколько глубокие знания должны получить ваши слушатели (классификация Блума), определение длины маршрута и проектирование учебного процесса.
  4. Как мы запоминаем? О запоминании и извлечении информации, типах памяти. Пожалуй, самая сложная из всех глав в плане понимания, так как не относится непосредственно к процессу обучения, но очень важна для запоминания вашими учениками.
  5. Как привлечь их внимание? О слоне и погонщике(по Хайдту, погонщик - сознательная, контролируемая мысль, слон - интуиция, нутро, эмоции. Проблема в том, что слон больше и сильнее, мы переоцениваем власть погонщика, поэтому нужно "договариваться" со своим внутренним слоном), способах заинтересовать вашего внутреннего "слона". Самая образная глава с различными рекомендациями. Кстати, некоторые из описанных способы мотивации слона вы можете заметить в рекламных письмах, продающих свои тренинги, лекции, другие продукты :)
  6. Как сконструировать процесс обучения? О запоминании материала слушателями, как они понимают и насколько нужно помогать своим слушателям. Предлагаются советы по подаче материала, различные формы, как давать указания, приводится пример учебного процесса
  7. Как развить навыки? Для выработки навыка необходимы 2 условия: практика и обратная связь. О том, как использовать эти условия в обучении.
  8. Как создать мотивацию? О мотивации к обучению и мотивации к действию. Как добиться изменений в процессе.
  9. Как создать среду? О внешних препятствиях, доступности знаний, хранении про запас.
Общий вывод: мегаполезная книга, достаточно легко читается за счет простоты подачи материала и авторских рисунков. Тем, кто занимается преподаванием, обучением, или по крайней мере, весомую часть рабочего времени рассказывает и объясняет, или участвует в конференциях.

суббота, 4 января 2014 г.

Мои доклады. "Организация времени в тестировании: от слов к делу". ConfeT&QA-2013 Осень.

В октябре прошлого года я выступал на Chief ConfeT&QA c докладом про Организацию времени в тестировании  и получил третий приз за доклад.

Читаю блоги и замечаю, что в январе многие авторы либо подводят итоги за год прошедший, либо делятся планами на год следующий, да и просто статей на "философскую" тематику с рассуждениями о сделанном/несделанном, миссии, предназначении значительно больше в январе, чем в любом другом месяце.

Поэтому предлагаю и вам поработать над планами, предлагаю свою посильную помощь :) - для начала я поделюсь своим докладом про организацию времени, как раз к обеду в посленовогоднее январско-философское время. Видео "живое", сохранились небольшие накладки и дефекты докладчика, но тема актуальная: смотрим видео, выполняем упражения, переходим от слов к делу.




Видео доклада:

Презентация доклада:


P.S. Мой перевод статьи Майкла Болтона "Куда уходит все время", о которой я упоминаю в докладе, вы можете почитать здесь.

Приятного просмотра!

среда, 1 января 2014 г.

Рубрика "ПочитайQA". Полезные ссылки за декабрь-2013

Продолжаем традицию в Новом 2014-м году: первого числа каждого месяца - подборка интересных ссылок за месяц прошедший, декабрь - рубрика "ПочитайQA". Предыдущий выпуск за ноябрь здесь.

В декабре блог пополнился статьей о Джоне Кауфмане и его правиле 20 часов, переводе заметки Сэма Канера, почему онлайн-курсы не очень эффективны, добавил на книжную полку книги Андре Кукла и Брайана Коул Миллера.

Перейдем к собранию ссылок, по традиции напомню, как осуществляется разбиение статей на группы.

QA Quality Assurance, обеспечение качества, все грани со всего мира. Наиболее заинтересовавшие меня статьи по профильной теме за месяц.
STU Studying, образование и самообразование, обучение.
GA Gamification, или геймификация тестирования, обучения, управления - всех составляющих Qastugama.
MA Management and leadership - управление командой, людьми, лидерство. Все составляющие Management.
+
Books - обзоры прочитанных и/или рекомендованных книг.
+
Other - "сборный раздел". То, что не относится к предыдущим четырем темам, но то, чем я хотел бы с вами поделиться.
+
Bonus.Fun. - (не)серьезно о тестировании.

Quality Assurance.

Studying.

Gamification.

Management.

Books.

Other.

Bonus. Fun.

Всех с Новым 2014 годом! Успехов и свершений, багов - только в тестируемых приложениях, здоровья и удачи, исполнения мечт и хорошего настроения! До встречи в январе!

среда, 25 декабря 2013 г.

Книжная полка. Брайан Коул Миллер "Как добиться от сотрудников максимальных результатов"

Ставим еще одну прочитанную книгу на нашу книжную полку. Рубрика самая читаемая, и полагаю, ожидаемая: сразу две книги - Гленфорда Майерса и Андре Кукла - прочно удерживают лидерство в популярных сообщениях моего блога.

С удовольствием пополняю коллекцию, и сегодня я расскажу вам про книгу Брайан Коул Миллер "Как добиться от сотрудников максимальных результатов".  

Технико-тактические характеристики:
Год издания: 2007
Страниц: 192
Формат: 84х108/32 (130х205 мм, стандартный)
ISBN: 978-5-98124-263-2
Скорость чтения - выше среднего
Ориентировочное время на прочтение: 2,5 - 3,5 часа

Книга с длинным названием и небольшим по объему содержанием. Ключ к максимальным результатом подчиненных - предложенная автором модель-акроним SIMPLE из 6 составляющих - 6 частей книги, по одной на каждую компоненту:
- S (Set expectations) - обозначьте свои ожидания
- I (Invite commitment) - добейтесь стремления к работе
- M (Measure results) - оцените результаты
- P (Provide feedback) - обеспечьте обратную связь
- L (Link to consequences) - учитывайте последствия
- E (Evaluate efectiveness) - оцените эффективность

Каждая компонента (каждый этап) - состоит из шагов, каждый формулируется одной фразой. Далее, к каждому шагу автор прилагает аргументы в пользу шага и детали. Таким образом, данные в книге подаются по правилу пирамиды -  в начале блока помещается вывод (шаг), который затем раскрывается деталями. Это позволяет быстро читать книгу: при чтении либо более подробно рассматриваем шаг, либо, если все известно и понятно, переходим к следующему.

При этом, автор опускает теоретические рассуждения, почему выбирается конкретный шаг, теории совсем немного, к каждой главе-компоненте приводится полезный практический пример, плюс книга написана простым языком.

Общий вывод: очень легкая в прочтении книга, содержание которой построено по правилу пирамиды, рекомендую к прочтению начинающим тест-лидам и тест-менеджерам, более опытных менеджеров, которые уже знакомы с описанными шагами и примерами, может заинтересовать сама структуризация SIMPLE поставленной задачи, предложенная автором.

Ниже - моя карта памяти по книге.
Ссылка на карту памяти - https://dl.dropboxusercontent.com/u/81883673/Miller-keeping-employees-accountable-for-results.png

пятница, 13 декабря 2013 г.

Книжная полка. Андре Кукла "Ментальные ловушки"

После небольшого перерыва продолжаем пополнять книжную полку. Сегодня я расскажу вам про книгу Андре Кукла "Ментальные ловушки".  


Технико-тактические характеристики:
Год издания: 2012
Страниц: 152
Формат: 60х90/16 (145х215 мм, стандартный)
ISBN: 978-5-9614-2206-1
Скорость чтения - выше среднего
Ориентировочное время на прочтение: 2 - 3 часа

Книга, как вы догадались (ваш К.О.), о привычных нам путях, по которым "мучительно и безрезультатно движется наша мысль, сжигая невероятные объемы нашего времени, высасывая энергию и не создавая никаких ценностей". Очень легко читается, буквально за один вечер, хорошо подходит и как аудиокнига, а можно еще читать по 10 минут каждый день по одной главе и сразу применять прочитанное к своему опыту.

Книга состоит из 13 глав. Первая - Введение, затем следующие 11 глав - это соответственно, 11 ловушек, в которые мы попадаем каждый день: упорство, амплификация, фиксация, реверсия, опережение, противление, затягивание, разделение, ускорение, регулирование, формулирование. Последняя, тринадцатая, - это практические советы автора, как избегать данных ловушек, и плюс Приложение - практикум наблюдения за мыслью.

Авторские примеры ловушек просты, наглядны, с долей юмора и иронии. Сами ловушки взаимосвязаны и структурированы. Ответ, как избежать ловушек, автор прямо не дает, направляя читателя к собственной практике и работе над собой.

Чем же книга будет полезна тестировщикам? Те, кто был в ноябре на SQA Days-14 на докладе Натальи Руколь и Артема Чаплыгина "Ментальные ловушки в тестировании", уже слышали об этой книге и (надеюсь) избегают описанных в книге и докладе ловушек на практике. Для тех, кто не был на докладе, пока не размещено видео, доступна презентация:

Презентация доклада (ссылка - http://www.slideshare.net/VLDCORP/ss-28199422):


Общий вывод: легкая в прочтении и осознании, небольшая по объему книга, рекомендую к прочтению начинающим и продолжающим тестировщикам, и в целом IT-специалистам. Есть спорные вещи (например, про планирование), но, прочитав книгу, как минимум несколько раз попробовать применить наблюдение за мыслью и анализ ловушек стоит.

Ниже - моя карта памяти по книге.
Ссылка на карту памяти - https://dl.dropboxusercontent.com/u/81883673/Kukla-mental-traps-mindmap.png

среда, 11 декабря 2013 г.

Сэм Канер "Неудача Udacity" - перевод

В прошлой статье мы говорили о первых 20 часах обучения. Сегодня я хочу поделиться своим переводом статьи Сэма Канера "Неудача Udacity", в которой один из самых известных и уважаемых тестировщиков, один из сооснователей онлайн-программы обучения для тестировщиков - BBST - говорит об обратной стороне массовых онлайн-курсов.

Как-то я уже рассказывал о содержании и своих впечатлениях об онлайн-курсах Coursera, которые похожи на Udacity. Если вы проходили онлайн обучение на одном из данных сайтов, уверен, вам будет интересна данная статья. Если не проходили - полагаю, авторитетное мнение Сэма Канера поможет вам лучше понять идею, плюсы и минусы обучающих курсов онлайн, и найти что-то интересное и полезное для себя в этом набирающем обороты методе обучения.

Ссылка на оригинал  -  http://kaner.com/?p=367
Формат текста (выделение терминов, курсив, цитирование) и ссылки на другие статьи из текста взяты с оригинала "как есть".

Как вы знаете, Udacity - огромный поставщик онлайн-курсов, называемых МООК (Массовые Открытые Онлайн Курсы). Недавно основатель Udacity объявил о том, что он разочарован результатами Udacity в онлайн-образовании, и обратил внимание с массового образования на корпоративные тренинги.

Я принимал участие в дискуссиях с академиками и студентами на данную тематику. Мой друг предложил мне подкорректировать одно из моих писем для широкого круга читателей моего блога. Так и появился данный пост.

Моя заметка - это реакция на 2 статьи:
Udacity предлагает бесплатные или недорогие онлайн-курсы. Как я понимаю, у Udacity процент завершения равен десяти (только десять процентов студентов проходят программу полностью) и процент успешно завершивших курс равен 5. В этом нет ничего удивительного. До того, как появились МООК, похожие цифры были зафиксированы и в других видах онлайн-обучения, в которых студенты сами задавали свой темп обучения или работали, незначительно взаимодействуя с преподавателем. Например, я слышал, что у Открытого Университета (школы, к которой я отношусь с большим уважением) цифры приблизительно такие же.

Я не уверен, что 10% (или 5%) это плохой показатель. Если результат в том, что тысячи людей получают возможность, которая в противном случае у них бы не появилась, это весомый аргумент - даже если только 5% находят время, чтобы эту возможность полностью реализовать.

Вообще-то я фанат открытого образования. Когда я проводил интервью с профессорством в Florida Tech в 1999-м году, я представил свою цель создания открытых курсов по тестированию ПО (и по программированию). NSF был основан в 2001-м году. В результате появилась серия курсов BBST, которая используется во всем мире в коммерческих и академических курсах.

Тестирование ПО - великолепный пример, почему необходимы курсы и программы, которые не вписываются в стандартную академическую программу. Я не верю в то, что мы увидим хорошую базовую программу по тестированию ПО. Взамен, углубленное образование по тестированию появится от обучающих компаний и профессиональных сообществ, вероятно под наблюдением/руководством некоммерческих организаций, сформированных для достижения этой цели, или в университетах (как моя группа, Центр Образования и Исследований Тестирования ПО), или в коммерческой сфере (как ISTQB). Как я писал недавно, я верю в то, что нам необходимо разработать более совершенную систему аттестации в тестировании ПО.

Мы собираемся обсудить этот вопрос на семинаре по обучению тестированию ПО  (WTST 13, Январь 24-26, 2014). Семинар направлен на обучение продвинутым курсам в тестировании ПО. Кажется, из предварительных обсуждений, эта тема должна стать трамплином для обсуждения основных возможностей.

Но вернемся к МООК.

Udacity (и другие) нажили себе недоброжелателей в учебных сообществах. Выделим несколько типов раздражителей:
  • Некоторые сторонники МООК продвигают идею, что МООК устранит большинство преподавательских должностей. В конце концов, если вы можете получить курс от одного из лучших учителей в мире , зачем соглашаться на "второго после лучшего"? Проблема состоит в предположении, что обучение = лекции. Для большинства студентов это не так. Студенты учатся, когда делают что-то и получают обратную связь. Когда пишут эссе и получают обратную связь. Когда пишут код и получают обратную связь. Когда проектируют тесты и получают обратную связь. Студенческие активности - обучение, практическая тренировка, критическая оценка работ студентов, предложение последующих индивидуальных мероприятий - трудно масштабируемы. На этой неделе я потратил около 15 часов на персональные встречи с отдельными студентами, обучая их статистическому анализу или тестированию ПО. На следующей неделе я потрачу около 15 часов на персональные встречи с местными студентами и Skype-сессии с онлайн-студентами. Это тяжелая работа для меня, но мои студенты говорят мне, что узнают многое на наших встречах. Когда люди отвергают ту громадную работу, которую хорошие учителя выполняют для создания и поддержки обратной связи со своими студентами, особенно когда это люди, которых нанимают, чтобы заработать деньги, убеждая клиентов и инвесторов, что эта работа не имеет значения - это приводит в ярость хороших учителей.
  • Некоторые сторонники МООК, политики и новостные обозреватели пролоббировали идею, что МООК-образование может заменить академическое. В конце концов, если вы не можете обучить миллион студентов в то же время (с одним из лучших учителей в мире, не меньше), то зачем нужно идти в безжизненные каменные университеты? Именно эта идея терпит неудачу перед аргументом, что 95% студентов бросают или не выполняют программу. Но я полагаю, что ситуация еще хуже, если принять во внимание, что именно выучили эти студенты. Насколько сложны тесты, которые они проходят, или задания, которые они выполняют? Как тщательно оценивается их работа , а не только, насколько точна система оценок, хотя это, безусловно, может быть большой проблемой с компьютеризированной классификации, - но также, насколько информативна обратная связь исходя из полученной оценки ? Студенты обращают внимание на то, что вы говорите им об их работе. Они учатся многому, если вы дадите им, то чему нужно учиться. У меня сложилось впечатление, что многие из тестов / экзаменов поверхностны и что большая часть обратной связи ограниченная и механическая. Когда преподаватели вузов дают обратную связь такого качества, то студенты жалуются. Они знают, что обратная связь должна быть лучше, чем та, которую они получали в школе.
  • Сторонники МООК склонны игнорировать или отрицать социальную природу образования. Студенты учатся многому друг от друга. Когда-то я обратил внимание на учебно-исследовательскую литературу, прочитал исследования, в котором было написано, что проходящие обучение студенты узнают больше друг от друга, чем от профессоров. В большинстве (почти всех? всех?) МООК есть дискуссионные форумы, но те, что я видел и про которые мне рассказывали, крайне редко или вообще никогда хорошо не модерируются. Квалифицированный инструктор поддерживает обсуждения в форуме, переносит сообщения не по теме в другой форум, задает вопросы, оспаривает слабые ответы, предполагает литературу для чтения и последующие шаги. Я не видел и не слышал о том, чтобы это происходило в МООК.
По моему мнению, в типичном МООК-курсе студенты получают доступ к лекциям, которые, возможно, суперсложные в создании, но курсы мало вовлекают в процесс обучения после лекций. Студенты получают, на самом-то деле, онлайн-инструкцию без преподавателя. И эта "инструкция" выглядит как технологически более совершенная форма по сравнению с чтением книг. Студент получает лишь незначительную долю знаний из источника (книга или видео-лекция). Существуют более дешевые, простые и быстрые способы прочитать книгу.

Мое изначальное видение ситуацию с курсом BBST было практически такое же. Но к 2006, я оставил идею онлайн-инструкции без преподавателя и начал работать над следующим поколением BBST, в котором будет намного больше взаимодействий "учитель-студент" и "студент-студент".

Была организована неустанная (и хорошо финансируемая) обработка и политическое давление для того, чтобы заставить университеты выделить кредит на курсы на Udacity и подобных платформах. Некоторые школы поддались давлению.

Цель политического давления на университеты в том, чтобы подтолкнуть нас к более низким стандартам:
  • более низкие стандарты взаимодействия (студенты могут быть как немое стадо, которое загнали на курсы, где никто не обратит внимание на вас)
  • более низкие стандарты ожидания знаний (банальная, поверхностная автоматическая оценка такого вида, которая масштабируется на большую аудиторию)
  • более низкие стандарты педагогического дизайна (хороший дизайн начинается с того, что учитывает, чему студенты должны научиться, как управлять ими с помощью приобретенного опыта, который поможет им в достижении целей обучения. Лекционные планы - это не педагогическое проектирование, даже если лекции хорошо профинансированы, забавные и блестящие.)
Интернет-инструкция не должна быть излишне упрощенной, но если все, что видимо глазу, это хорошо финансируемый обман, который подменяет качество обучения технологическим лоском, люди сравнивают то, что они видят, с тем, что уже есть, и воспринимают инструкцию как обычную новость.

Модель обучения "лицом к лицу" не достаточно масшабируема для того, чтобы удовлетворять американским (или мировым) экономическим потребностям. Мы нуждаемся в новых моделях. Я верю, что у онлайн-обучения есть потенциал, чтобы стать платформой, на которой мы сможем разрабатывать новые модели. Но коммодитизация инструктора и превращение студентов в стадо, как предлагает Udacity и подобные, - практически точно, не решение проблемы.

Качество - которое я измеряю тем, насколько хорошо студенты учатся - стоит денег. Личные взаимодействия между студентами и инструкторами, всесторонние программы с тщательной оценкой и всесторонней обратной связью - стоят денег. Довольно легко нанять недорогих ассистентов или неквалифицированных помощников, но для того, чтобы получить результат выше среднего, нужна высококачественная обратная связь (Квалифированные помощники есть, но закон спроса и предложения диктует низкие зарплаты помощников).

Истинная цена обучения - не деньги. Да, они крайне важны. Но они не сопоставимы с годами жизни, которые студенты посвящают образованию. Потраченное впустую время невосполнимо, его нельзя купить.

В академическом мире есть великолепные онлайн-курсы, на которые было потрачены многие часы исследований с целью сделать эти курсы эффективными. Многие онлайн-курсы более эффективны - студенты учатся большему - чем курсы "лицом к лицу", используя тот же материал. Но последние сильнее, для учителя и студента. Студенты и их учителя работают старательнее. 

Беки Фидлер и я организовали Kaner Fiedler Associates с целью поддержки следующего поколения курсов BBST. Мы начали курсы BBST  с МООК-подобного видения структуры, которая предлагает что-то для практически ничего. Наше понимание эволюционировало вместе с тем, как мы создавали новые поколения открытых курсов.

Я считаю, что мы можем создать высококачественное онлайн-образование, которое будет стоить дешевле, чем традиционное университетское. Я считаю, что мы можем улучшить способы оценки институтами предварительных знаний студентов, чтобы уменьшить цену (но не качество) рекомендаций. Но уменьшение цены и улучшение ценности не означает "бесплатно" и даже "дешево". Цена должна быть достаточно высокой, чтобы поддерживать разработку курса, сопровождение курса, цену обучения, обеспечение и контроль хорошими инструкторами. Для этих вещей нет хорошего заменителя.

Сэм Канер, 23 ноября 2013 года.

среда, 4 декабря 2013 г.

Джош Кауфман "Первые 20 часов - как научиться чему-либо" - конспект и мысли

В тематике моего блога есть QaStuGaMa есть место Studying. Наша работа тестировщика, да и вообще айтишника, связана с получением новых знаний, обучению, узнаванию чего-то нового. Мы и учим кого-то, и сами учимся.

Когда-то в блоге я делился советами по курсам по тестированию, записывал впечатления от лекции "Образование будущего". Сегодня я хочу обратиться к лекции Джоша Кауфмана "Первые 20 часов - как научиться чему-либо"


Ниже - конспект лекции, следом за ним - мои размышления и идеи на данную тему.

- распространенная фраза "10.000 часов, чтобы стать экспертом в чем-либо" превратилась в "10.000 часов, чтобы научиться чему-либо". Первое верно, второе - нет.
- Небольшая толика практики (сфокусированной, обдуманной) - и вы станете достаточно хороши и быстры в том, чему учитесь.
- 20 часов - это приблизительно 45 минут каждый день в течение месяца
- Самое главное препятствие при обретении навыка - не интеллектуальное, а эмоциональное

Необходимые условия:

  1. Разберите навык на составные части. Решите, чему вы на самом деле хотите научиться.
  2. Изучите достаточно материала для того, чтобы вы могли самостоятельно находить у себя ошибки). Вам потребуется 3-5 источников по заданной теме (книги, видео, форумы) - не 20 (прокрастинация).
  3. Разрушаем барьеры практики, убираем отвлечения (поглотители времени)
  4. И наконец, практика не менее 20 часов. 

Давайте посмотрим, что мы можем взять полезного для себя из данной лекции, как обучающий и как обучаемый:
  • Необходимые условия, озвученные Кауфманом, - уже готовая программа для действий. Разбиваем навык -> собираем материал, лимит 3-5 источниками -> убираем поглотители -> практика 20 часов (минимум).
  • Если достаточно точно определить, чего мы хотим (пункт 1), то и размытия цели, и количества источников не будет (пункт 2). Используем, к примеру, достаточно простой и распространненый SMART-критерий для постановки целей.
  • Практика 20 часов (пункт 4) - это 45 минут каждый день в течение месяца. Очень похоже на программу "30 дней" 
  • Сфокусированная обдуманная практика - выделяем обучению нашему навыку ровно 45 минут без отвлечений (пункт 3). В зависимости от вашего стиля работы, можно попробовать две помидорки (Pomodoro) по 25 минут с пятиминутным перерывом между подходами, либо "45-15" - одиночных подход с 15-минутным отдыхом после завершения.
  • Почему 20 часов? Закон Парето в действии: 20 часов, чтобы изучить навык достаточно хорошо, но чтобы стать экспертом, понадобится значительно больше времени (скажем, 10.000 часов). Первые 20% работы дают 80% результата. Но чтобы достичь 100% результата (или близко к ста процентам), придется работать значительно больше.
    20 часов практики - лишь минимум для хорошего применения.
  • Если вы сами хотите обучить кого-либо, убедитесь, что ваша программа соответствует предыдущим пунктам.
    Ключевое - практика: если вы обучаете, значит, необходимыми навыками обладаете и можете выделить именно то, что будет необходимо вашему падавану, чтобы получить хорошую практику за относительно небольшое время.
  • Как обучающий, в добавление к модели обучения Кауфмана, можно добавить цикл Колба для продуманной вами практики.
Мой общий вывод - достаточно хорошая вдохновляющая лекция с простой практической программой, которую легко можно адаптировать под простые тайм-менеджерские инструменты и сразу начать применять на практике. Успехов вам в освоении нового навыка в течение 20 последующих часов и далее!

Если у вас есть замечания, комментарии, предложения по лекции и статье - добро пожаловать в комментарии. На этом все, оставайтесь с Qastugama!

понедельник, 2 декабря 2013 г.

Рубрика "ПочитайQA". Полезные ссылки за ноябрь-2013

По доброй традиции, первого числа каждого месяца - подборка интересных ссылок за месяц прошедший, ноябрь. Рубрика "ПочитайQA", предыдущий выпуск за октябрь здесь

Для моего блога ноябрь получился насыщенным и успешным: QaStuGaMa включен в рассылку software-testing.ru, поэтому число читателей блога значительно возросло. Спасибо всем читателям, комментаторам, вы даете дополнительные силы продолжать и развивать блог дальше!

В ноябре я рассказывал об ISTQB экзаменах - Foundation и Advanced, считали баллы на Foundation Level, Advanced Level Test Analyst и Advanced Level Test Manager, плюс я рассказал о том, как можно применить правила сильного текста в повседневных задачах QA-инженера.

Перейдем к собранию ссылок, по традиции напомню, как осуществляется разбиение статей на группы.

QA Quality Assurance, обеспечение качества, все грани со всего мира. Наиболее заинтересовавшие меня статьи по профильной теме за месяц.
STU Studying, образование и самообразование, обучение.
GA Gamification, или геймификация тестирования, обучения, управления - всех составляющих Qastugama.
MA Management and leadership - управление командой, людьми, лидерство. Все составляющие Management.
+
Books - обзоры прочитанных и/или рекомендованных книг.
+
Other - "сборный раздел". То, что не относится к предыдущим четырем темам, но то, чем я хотел бы с вами поделиться.
+
Bonus.Fun. - (не)серьезно о тестировании.

К традиционному разделению отдельной группой - QA Conferences - я добавил отзывы по прошедшим в ноябре конференциям.

Quality Assurance.

QA conferences.

Studying.

Gamification.

Books.

Management.

Other.

Bonus. Fun.

Всех с наступившей календарной зимой, до встречи в декабре! На этом все, оставайтесь с Qastugama!
Озеро Diablo зимой

четверг, 21 ноября 2013 г.

Простые правила сложного текста - что нового для QA.

Сегодня посмотрел видео Максима Ильяхова "Простые правила сложного текста" - как создавать сильные тексты: лаконичные, информативные и ясные.

За 12 минут научиться составлять идеальные тексты практически невозможно, но давайте попробуем взять 20%, которые могут дать нам 80% результата уже сейчас.

Посмотрим на ценность данной записи с точки зрения QA, где нам может пригодиться умение создавать тексты:
  • пишем е-мейл заказчику или менеджеру;
  • пишем тест-план,или ежедневный, еженедельный или другой еже-отчет;
  • пишем и обновляем тест-кейсы;
  • заводим и описываем баги;

Ниже - советы Максима с моими примерами из жизни QA-инженера.

1. Стоп-слова. Избавляемся от страдательного залога -> сделаем мощное предложение с подлежащим и сказуемым.
  • Новая функциональность будет протестирована за 2 дня. Тестирование будет выполнено Василием. -> Василий протестирует функциональность за 2 рабочих дня (16 часов).
  • Тест-кейс (или, например, user story) будет написан в течение 30 минут -> Мы напишем (или, если один человек занимается, укажем его) тест-кейс через(user story) (или "Тест-кейс будет готов за") 30 минут.
  • В рамках стратегии тестирования, рекомендованной нашей компанией Х, будет выполнен полный прогон тестов (full test run) на демо-версии и приемочное тестирование (acceptance testing) на продакшне. -> Отдел тестирования компании Х выполнит полный прогон тестов (full test run) на демо-версии и приемочное тестирование (acceptance testing) на продакшне.

2. Работа с определениями:
а) Усилители: абсолютный, безусловный, весь, каждый, очень, весьма, сильно, крайне, действительно, по-настоящему.
  • Мы выполним абсолютно все тесты, сборка безусловно рекомендуется к поставке, по-настоящему стабильный билд.
Нужно быть на 100% уверенным, чтобы использовать данные слова. Если не уверены, но используете - заказчик или менеджер может подумать, что вы лжете, и не будет вам доверять.
Что касается тестирования, используйте риски, оговаривайте их заранее.

б) Размытые, неточные понятия: один из, в десятке
  • Василий является одним из лучших специалистов по тестированию в нашей команде (команда - это сколько человек? В чем он лучший - тест-дизайн, выполнение тестов, автоматизация, управление командой и т.д.)

в) Качественные прилагательные, есть спорные
  • хороший билд- это какой, качественный и стабильный билд- это насколько качественный и стабильный?
Каждый новый усилитель делает фразу еще хуже.
Вывод: заменяем определения фактами и цифрами. Пишем по существу.

3. Паразиты времени: прошедшее время - уточняйте. Настоящее время - убирайте (сегодня, в наше время, сейчас. Исключение - если текст постоянно отсылает читателя к прошлому, или говорит о будущем, в редких случаях переключая на настоящее - оставляем).
  • В настоящее время в наши дни билд протестирован на 90% (Убираем, так как вместе с тем человеком, которым мы обсуждаем статус тестирования билда - менеджер проекта, или заказчик - мы находимся в одном времени).
  • На сегодняшний день количество открытых дефектов в сборке составляет 25 штук -> Сборка содержит (или "последняя версия сборки содержит") 25 открытых дефектов.

4. Модальные глаголы
  • пользовательская история - вы можете отправить заявку на активацию аккаунта, заполнив форму и  нажав кнопку Send внизу страницы. ->  
Здесь можно поработать с историями, используя модель INVEST, например так или так. Но не так, как у Дилберта :)

В результате у вас получится следующая пользовательская история.
  • Как пользователь, я хочу иметь возможность отправить заявку на активацию аккаунта. Приемочные критерии:
  • логин и пароль существуют
  • аккаунт не активирован
  • и т.д.
Плюс, очень хороший пример приведен в самой лекции (пригодится и при конспектировании, и при выступлении: не усложняйте то, что можно сказать проще):
  • Пользователи могут сохранить файл, нажав сочетание клавиш CTRL + S -> Сохранить файл - CTRL + S

5. Фразы с отглагольными существительными - слабое воздействие, превращаем в глаголы.
  • Мы осуществляем тестирование продукта, написание тест-кейсов по документации, выполнение тестов, формирование отчетов о тестировании (как будто QA-отдел сам стесняется того, чем занимается) -> Мы тестируем, пишем тест-кейсы по документации, выполняем тесты, формируем отчеты о тестировании.
BONUS: практически все приведенные советы можно использовать для писем и отчетов (первые два пункта, где может пригодиться умение создавать тексты), а про написание тест-кейсов вы можете почитать у Алексея Лупана, про отчеты об ошибках - посмотреть выступление Сергея Атрощенкова на Конфетке-2012.

На сегодня все, оставайтесь с Qastugama!